Апостол Павел

Послание к Римлянам

1
Павел, раб Иисуса Христа, призванный быть апостолом и избранный для проповеди Божьей Радостной вести, которая была заранее обещана Богом через Его пророков в святых Писаниях, о Его Сыне, который по своему человеческому происхождению был потомком Давида, и через воскресение из мертвых, в силе, по духу святости был поставлен Сыном Божьим, о нашем Господе Иисусе Христе, через которого мы получили благодать и апостольство, чтобы ради Его имени привести к покорности вере людей из всех языческих народов, среди которых находитесь и вы, призванные Иисуса Христа. Я обращаюсь ко всем любимым Богом, призванным быть Его святыми, которые живут в Риме. Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и от Господа Иисуса Христа! Прежде всего я через Иисуса Христа благодарю Бога моего за всех вас, потому что о вашей вере известно всему миру. Пусть Бог, которому я служу своим духом, проповедуя Радостную весть о Его Сыне, будет мне свидетелем в том, что я всегда вспоминаю о вас. Я молюсь, чтобы по Божьей воле я смог бы, наконец, посетить вас. Я давно уже хочу увидеть вас и поделиться с вами дарами Духа, чтобы вы были укреплены или, скорее, чтобы мы могли взаимно ободрить друг друга своей верой, вашей и моей. Я хочу, чтобы вы знали, что я уже много раз собирался прийти к вам, но до сих пор мне постоянно чтото препятствовало. Я хотел увидеть плод своей проповеди среди вас, как это бывало среди других язычников. Я должник и перед греками, и перед варварами, перед мудрыми и перед глупыми. Поэтому я так жажду проповедовать Радостную весть и вам, живущим в Риме. Я не стыжусь Евангелия, ведь оно сила Божья для спасения каждому, кто верит, прежде всего иудею, потом и язычнику. В Евангелии открыта праведность Божья от веры в веру, как и написано: "Праведный верой жив будет". С небес открывается гнев Божий на всякое нечестие и несправедливость людей, которые злом попирают истину. То, что можно знать о Боге, известно им, потому что Бог явил им это. От создания мира невидимые качества Бога, Его вечная сила и божественная природа видны и могут быть поняты в том, что Он сотворил, и неверующим нет извинения, потому что хотя они узнали Бога, они не прославили Его как Бога и не были благодарны Ему; в своих размышлениях они зашли в тупик, и их неразумные сердца погрузились во мрак. Притязая на мудрость, они стали глупыми и заменили славу нетленного Бога на образы, похожие на тленных людей, птиц, четвероногих животных и пресмыкающихся. Поэтому Бог отдал их на произвол их же собственных низменных желаний и они сами оскверняли свои тела нечистотой. Эти люди заменили Божью истину на ложь и поклонялись и служили созданию, а не Создателю, который достоин вечной славы, аминь. Итак, Бог оставил их на волю их постыдных страстей, и в результате женщины вместо естественных отношений стали делать то, что противно их природе; мужчины тоже вместо естественных отношений с женщинами стали разжигаться страстью друг к другу; мужчины с мужчинами делают постыдные вещи и сами в себе получают наказание за свое извращение. A поскольку познание о Боге они посчитали чемто ненужным, то Бог оставил их на произвол их испорченных умов, допустив им делать то, чего делать не должно. Они полны всякой неправедности, зла, жадности, порочности; полны зависти, убийства, раздоров, обмана, коварства, сплетен. Они клеветники, богоненавистники, наглые, надменные, хвастливые, изобретательные на зло, непокорные родителям; нет в них ни рассудка, ни веры, ни любви, ни милости. Божье отношение им известно: все, кто живет такой жизнью, достойны смерти, но они не только сами продолжают грешить, но и одобряют других, поступающих так же.


2
Поэтому нет тебе извинения, человек, судящий другого, кто бы ты ни был! Осуждая других, ты тем самым осуждаешь и себя, потому что ты, судящий, сам делаешь то же. Мы знаем, что на тех, кто этим занимается, есть Божий суд, и суд этот согласен с истиной. Так неужели же ты, осуждая других в том, чем занимаешься и сам, надеешься при этом избежать Божьего суда? Или ты пренебрегаешь великой Божьей добротой, Его снисходительностью и долготерпением, не понимая, что Божья доброта ведет тебя к покаянию? Изза твоего упрямства и нераскаявшегося сердца ты сам накапливаешь гнев, который обрушится на тебя в день Божьего гнева, когда откроется Его праведный суд. Бог воздаст каждому по Его делам. Тем, кто постоянством в добром деле ищет славы, чести и бессмертия, Он даст вечную жизнь. Но кто ищет своего, кто отвергает истину и следует злу, того ждут гнев и ярость. Каждого, делающего зло, ожидают горе и отчаяние, как иудея, так и язычника. A каждого, делающего добро, ждут слава, честь и мир, как иудея, так и язычника, потому что Бог не отдает предпочтения ни тому, ни другому. Кто грешит, не имея закона, тот вне закона и погибнет, а кто грешит, зная закон, тот по закону и будет судим. Бог признает праведными не тех, кто слушает закон, а тех, кто его исполняет. У язычников нет закона, но если они интуитивно делают, чего требует закон, то они исполняют его, несмотря на то, что у них нет закона. Они показывают тем самым, что требования закона записаны у них в сердце, и об этом свидетельствуют их совесть и мысли, то оправдывающие, то обвиняющие друг друга. Это оправдание праведных произойдет в тот день, когда Бог через Иисуса Христа будет судить все тайные дела и мысли людей; в этом суть Евангелия, которое я проповедую. Возможно, ты называешь себя иудеем, полагаешься на закон и хвалишься Богом; ты знаешь Его волю и можешь определить согласно закону, что хорошо и что нет. Ты считаешь, что ты поводырь слепым и свет для тех, кто заблудился во тьме, что ты наставник глупцам и детям, обладающий законом воплощением знания и истины. Тогда почему же ты, уча других, не научишь в первую очередь себя? Ты проповедуешь против воровства, а сам крадешь; ты порицаешь супружескую неверность, а сам изменяешь; ты ненавидишь идолов, а сам обкрадываешь храмы; ты гордишься законом, а бесчестишь Бога, нарушая закон. Написано: "Изза вас бесчестится имя Божье среди язычников". В обрезании есть польза тогда, когда ты соблюдаешь закон, но если ты закон нарушаешь, то в твоем обрезании нет смысла. Поэтому если язычники соблюдают закон, то разве они не будут считаться обрезанными? И тот, кто необрезан телесно, но исполняет закон, осудит тебя, имеющего Писания и обрезанного, но не исполняющего закон. Ведь иудей не тот, кто выглядит иудеем, и настоящее обрезание не то, которое видно на теле. Нет, настоящим иудеем является человек, который внутренне таков, и обрезание это обрезание сердца по духу, а не по букве закона. Такому человеку похвала будет не от людей, а от Бога.

3
В чем же тогда преимущество быть иудеем и какую пользу дает обрезание? Большое преимущество во всех отношениях. Прежде всего в том, что иудеям было доверено слово Божье. И если сейчас многие из них оказались неверны Богу, то разве их неверность может уничтожить Божью верность? Конечно нет! Хотя каждый человек лжив, но Бог верен, как об этом и написано: "Чтобы Ты был оправдан в Твоих словах и победил в суде над Тобой". Но если наша неправедность яснее выявляет Божью праведность, то значит ли это, что Бог неправ в своем гневе на нас? Я говорю почеловечески. Вовсе нет. Если бы это было так, то как бы Бог мог судить мир? Но если моя неправедность делает ярче Божью истину и, таким образом, умножает Его славу, то почему же я судим как грешник? Может, нам нужно начать делать зло, чтобы вышло добро, как на нас клевещут и говорят, будто мы так учим? Такие люди заслуживают осуждения. Так что же? Есть у нас какиелибо преимущества перед другими? Никаких! Мы уже говорили о том, что как иудеи, так и язычники, все оказались под властью греха. Написано: "Нет ни одного праведного, ни одного! Никто не понимает и никто не ищет Бога. Все уклонились и стали негодны, нет ни одного, кто делал бы добро, ни одного". "Их гортань как открытая могила, и с их языков сходит ложь". "У них под губами яд гадюки." "Их слова полны проклятия и горечи". "Они готовы к кровопролитию, где они прошли там разрушение и погибель, им неведом путь к миру". "Они не боятся Бога". Мы знаем: то, что говорит закон, говорится для тех, кто находится под законом, поэтому никто не имеет извинения и весь мир стал виновен перед Богом. Никто не будет оправдан перед Ним по делам закона. Закон лишь дает нам знать, что такое грех. Но сейчас, независимо от закона, Бог открывает людям ту праведность, о которой свидетельствуют закон и пророки. Праведность от Бога дается через веру в Иисуса Христа всем, кто верит, потому что нет различия, так как все согрешили, и все лишены славы Божьей, и все получают оправдание даром, по благодати через искупление, которое в Иисусе Христе. Его поставил Бог кровавой искупительной жертвой для всех, кто верит. Так Бог пожелал проявить свою справедливость и простить людям грехи, совершённые прежде. Он долго терпел, чтобы сейчас показать свою праведность. Он сам праведен и оправдывает того, кто верит в Иисуса. Итак, что же с нашей похвальбой? Она исключена. Каким законом? Законом дел? Нет, законом веры. Мы утверждаем, что человек получает оправдание верой независимо от соблюдения закона. Разве Бог является только Богом иудеев? Разве Он не Бог и язычников? Конечно же, и язычников, потому что есть только один Бог, который оправдает обрезанных по их вере и необрезанных тоже через веру. Но это вовсе не значит, что мы верой устраняем закон, наоборот, мы утверждаем его.

4
Что мы можем сказать о предке нашего народа Aврааме, что он приобрел? Если бы Aвраам получил оправдание по делам, то ему было бы чем хвалиться, но только не перед Богом. Ведь что говорит Писание? "Aвраам поверил Богу, и это было зачтено ему как праведность". Плата работающему рассматривается не как дар, а как должное вознаграждение. Тому же, кто не работает, но верит Богу, оправдывающему нечестивого, в праведность вменяется сама его вера. Давид утверждает то же самое, говоря о благословении, получаемом человеком, которого Бог считает праведным независимо от его дел: "Благословенны те, чьи преступления прощены и чьи грехи покрыты! Благословен тот, кому Бог не вменит греха". Относится ли это благословение к обрезанным или также и к необрезанным? Мы говорили о том, что Aврааму вера была зачтена как праведность. Как она была зачтена ему? До обрезания или после? Не после, а до обрезания! Знак обрезания он получил уже потом как подтверждение того, что был праведен по вере, будучи еще необрезанным, чтобы ему стать отцом всех верующих, пусть даже необрезанных, и чтобы и им тоже была зачтена праведность. Он является отцом всех обрезанных, которые не только обрезаны, но и идут путем веры, которым шел наш отец Aвраам, будучи необрезанным. Ведь не через закон Aвраам и его потомки получили обещание, что им будет отдан в наследство мир, а потому, что они были праведны по вере. Если бы наследниками Aвраама были те, кто живет по закону, то вера была бы напрасной и само обещание было бы бессмысленно. Ведь закон производит гнев, а без закона нет и преступления. Вера поэтому необходима для того, чтобы мы могли получить прощение по благодати и чтобы обещание было действительно для всех потомков Aвраама: не только для тех, кто соблюдает закон, но и для тех, у кого есть вера Aвраама. Он отец всем нам, как и написано: "Я сделал тебя отцом множества народов". Он наш отец перед Богом, которому он поверил, который оживляет мертвых и который говорит о том, чего еще нет, так, будто оно уже есть. Ведь когда не оставалось никакой надежды, Aвраам всетаки поверил с надеждой, потому он и стал отцом многих народов, как и было сказано: "Так многочисленно будет твое потомство". Его вера не дрогнула, хотя он понимал, что его тело почти омертвело, ведь ему было около ста лет, и Сарра была слишком стара, чтобы иметь детей. Его вера в Божьи обещания не поколебалась, наоборот, он был тверд в вере и славил Бога. Он твердо верил, что у Бога есть сила осуществить то, что Он обещал. И это было ему "зачтено как праведность". Слова "зачтено ему" относятся не только к одному Aврааму, они относятся и к нам. Зачтено будет и нам, потому что мы верим в того, кто воскресил из мертвых нашего Господа Иисуса, который изза наших грехов был предан смерти и воскрес для нашего оправдания.

5
Поэтому, получив оправдание по вере, мы имеем мир с Богом через нашего Господа Иисуса Христа. Через Него нам открыт доступ к благодати, в которой мы сейчас и стоим. И мы хвалимся в надежде на то, что разделим славу Бога. Но не только этим, мы хвалимся и нашими страданиями, потому что знаем, что страдания вырабатывают стойкость. Стойкость дает опытность, а опытность надежду. А надежда не разочаровывает, потому что Божья любовь излилась в наши сердца через Духа Святого, который дан нам. Когда мы еще были слабыми, Христос в предопределенное время умер за нечестивых. Ведь едва ли кто отдаст свою жизнь даже за праведника, хотя, может быть, ктото и решится умереть за доброго человека. Но Бог проявил свою любовь к нам в том, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. И сейчас, когда мы оправданы Его кровью, мы тем более надежно спасены Им от Божьего гнева! Если мы, в прошлом враги Богу, примирились с Ним через смерть Его Сына, то тем более, примиренные, мы будем спасены Его жизнью! Более того, мы хвалимся в Боге через нашего Господа Иисуса Христа, через которого мы теперь и получили это примирение! Грех вошел в мир через одного человека, а с грехом смерть, и таким образом, все стали смертными, потому что все согрешили. Еще до того, как был дан закон, грех уже был в мире, но грех не вменяется там, где нет закона. Однако же смерть проявляла свою силу, начиная от Aдама и до Моисея, даже над теми, кто не согрешал подобно тому, как согрешил Aдам. Aдам является прообразом того, кто должен был прийти. Но дар помилования действует не так, как грех. Если множество людей погибло изза согрешения одного, то намного больше людей получило в изобилии Божью благодать, дарованную по благодати одного Человека Иисуса Христа! Последствия греха одного человека не могут быть сравнимы с этим даром. Суд за одно преступление повлек за собой осуждение, а дар принес оправдание от множества грехов. Если по причине греха одного человека смерть царствовала через этого одного, то тем более те, кто принимает богатство благодати и дар праведности, будут царствовать в жизни через одного Человека Иисуса Христа! Итак, как согрешение одного принесло осуждение всем людям, так и праведный поступок одного принес оправдание, дающее жизнь всем. Как непослушанием одного многие стали грешниками, так и послушанием одного многие станут праведными. Закон же пришел, чтобы умножился грех. Но там, где умножился грех, возник и избыток благодати, чтобы как грех царствовал и вел к смерти, так и благодать царствовала в праведности, ведущей к вечной жизни в Иисусе Христе, нашем Господе.

6
Что же нам тогда? Продолжать грешить, чтобы возрастала благодать? Ни в коем случае! Мы умерли для греха, как же мы можем продолжать жить в нем? Неужели вы не знаете, что все мы, крещенные в Иисуса Христа, были крещены в Его смерть? Мы через крещение были погребены с Ним в смерть, чтобы жить новой жизнью, как и Христос был воскрешен из мертвых славой Отца. Если мы были соединены с Ним подобием Его смерти, то будем соединены и подобием Его воскресения. Мы знаем, что наше прежнее, телесное "я" было распято с Ним для того, чтобы наше греховное тело было упразднено, и мы не были бы более рабами греху, ведь умерший освобожден от греха. Если мы умерли с Христом, то верим, что и жить будем с Ним. Мы знаем, что Христос воскрес из мертвых и больше не умрет: смерть не имеет власти над Ним. Когда Он умер, то умер для греха раз и навсегда, но Он живет для Бога. Так же и вы смотрите на себя, как на мертвых для греха, но живых для Бога в Иисусе Христе. Поэтому не позволяйте греху царствовать в вашем смертном теле и не идите на поводу своих телесных желаний. Не отдавайте членов вашего тела греху, делая их его орудиями. Лучше отдайте себя Богу, ведь вы возвратились из смерти в жизнь! Пусть Он сделает члены вашего тела орудиями праведности. Грех не должен господствовать над вами, потому что вы не под законом, а под благодатью. Что же, будем грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Ни в коем случае! Вы ведь знаете, что отдавая себя в рабство, вы становиетесь рабами того, кому вы повинуетесь, рабами греха, что ведет к смерти, или рабами послушания, что ведет к праведности. Но слава Богу, что вы, хотя и были рабами греха, решили всем сердцем следовать учению, которому вы были вверены. Вы были освобождены от греха и стали рабами праведности. Я говорю об этом упрощенно, принимая в расчет ваше возможное недопонимание. Как раньше вы отдавали члены вашего тела в рабство нечистоте, чтобы творить беззаконие, так отдайте их теперь в рабство праведности, которая ведет к освящению. Когда вы были рабами греха, вы были свободны от праведности. Какую же пользу вы получали тогда, совершая поступки, которых теперь стыдитесь, потому что их конец смерть? Сейчас же вы освобождены от греха и стали рабами Бога, и плодом этого будет освящение, а концом вечная жизнь. Ведь возмездие за грех смерть, а дар Божий вечная жизнь в Иисусе Христе, нашем Господе.

7
Братья, я обращаюсь к вам как к знающим закон; разве вы не знаете, что закон имеет силу над человеком, пока человек жив? Замужняя женщина, например, связана законом со своим мужем, пока он жив. Когда же муж умрет, она освобождается от закона в том, что касается мужа. Если она будет жить с другим, когда ее муж еще жив, то тем самым нарушит супружескую верность, но если ее муж умер, то она свободна от закона, и её нельзя обвинить в супружеской измене, если она выходит замуж за другого. Также и с вами, братья мои. Вы умерли для закона в теле Иисуса Христа, чтобы принадлежать тому, кто был воскрешен из мертвых, и приносить плод Богу. Когда мы жили по своей человеческой природе, то закон пробуждал в нас греховные желания, действовавшие в членах нашего тела, и плодом их была смерть. Теперь же, когда мы умерли для того, что когдато нас связывало, мы были освобождены от закона, чтобы служить Богу не по древней букве, а в обновленном духе. Что же это значит? Что закон это грех? Конечно, нет. Однако я бы не знал, например, что такое грех, если бы не существовало закона. Я бы не знал, что значит желать, если бы закон не говорил: "Не пожелай". Грех, найдя предлог в заповеди, породил во мне всевозможные желания, но без закона грех мертв. Я когдато жил, не зная закона, но когда я узнал требования Божьих заповедей, грех во мне ожил, а я умер. Оказалось, что заповедь, которая должна была принести жизнь, принесла смерть. Потому что грех, используя саму заповедь, обманул и убил меня через нее! Закон свят, и заповедь свята, справедлива и добра. Так что же, добро принесло мне смерть? Нет! Но чтобы грех мог проявить себя как грех, он, действуя через добро, произвел во мне смерть, чтобы грех через заповедь стал греховным в наивысшей степени. Мы знаем, что закон духовен. Я же телесен, продан в рабство греху. Я и сам не понимаю, что делаю. Того, что я хочу, я не делаю, а вместо этого делаю то, что ненавижу. И если я делаю то, чего не хочу, то я тем самым соглашаюсь, что закон добр. Ведь это уже не я сам делаю, а грех, который живет во мне. Я знаю, что во мне, в моей греховной природе нет ничего хорошего, потому что я хочу делать добро, но не могу. И то, что я делаю, это не то добро, которое я хотел бы делать. Я продолжаю делать зло, которого не хочу делать. Итак, если я делаю то, чего не хочу, то это уже не я делаю, а грех, который живет во мне. Я обнаружил, что здесь действует такой закон: когда я хочу делать добро, то рядом со мной уже находится зло. Внутренне я радуюсь Божьему закону, но в моем теле действует другой закон. Этот закон ведет войну против закона моего разума и делает меня пленником закона греха, который действует в членах моего тела. Несчастный я человек! Кто бы избавил меня от этого тела смерти? Но благодарение Богу через Иисуса Христа, нашего Господа! Итак, моим разумом я служу закону Бога, а телом я раб закона греха.

8
Тем, кто принадлежит Христу Иисусу, теперь нет никакого осуждения. Потому что закон Духа жизни в Иисусе Христе освободил меня от закона греха и смерти. То, что не в силах был сделать закон, не способный перебороть нашу физическую природу, сделал Бог. Он послал своего Сына в теле, подобном греховному человеческому телу, чтобы Он стал жертвой за грех и осудил грех в человеческом теле. Он сделал это для того, чтобы справедливые требования закона были исполнены в нас, живущих не по природе, а по Духу. Живущие по природе думают о том, чего хочет их человеческая природа, а живущие по Духу о том, чего желает Дух. Природный образ мыслей это смерть, а духовный образ мыслей это жизнь и мир. Природный образ мыслей враждебен Богу. Он не подчиняется Божьему закону, да и не может подчиняться. Живущие под властью природы не могут угодить Богу. Но если Дух Божий живет в вас, то вы уже находитесь не под властью природы, а под властью Духа. A в ком нет Духа Христа, тот и не принадлежит Ему. Если же в вас живет Христос, то ваше тело мертво для греха, а дух жив благодаря праведности. Если в вас живет Дух того, кто воскресил Иисуса из мертвых, то воскресивший из мертвых Иисуса Духом своим, живущим в вас, оживит и ваши мертвые тела. Поэтому, братья, мы не должники природы, чтобы жить так, как она нам диктует. Если вы живете так, как вам диктует природа, вы погибнете. Если же вы Духом умерщвляете ее действия, то будете жить. Потому что все, кем руководит Дух Божий, являются Божьими детьми. Вы получили не дух рабства, чтобы опять жить в страхе, а дух усыновления, в котором мы и обращаемся к Богу: "Aвва! Отче!" Дух Божий свидетельствует вместе с нашим духом о том, что мы дети Бога. A если мы Его дети, то и наследники. Наследники Бога и сонаследники Христу. Ведь если мы страдаем вместе с Ним, то вместе с Ним и будем прославлены. Я считаю, что наши нынешние страдания ничего не значат в сравнении с той славой, которая в нас откроется. Ведь творение с нетерпением ожидает откровения Божьих сыновей. Потому что творение было подчинено бессмысленности существования не по своей воле, а по воле того, кто подчинил его. Но у творения есть надежда на то, что оно освободится от власти тления, чтобы обрести ту же славную свободу, что и Божьи дети. Мы знаем, что все творение до сих пор стонет и мучится, и не только оно, но и мы, получившие первые плоды Духа, тоже внутренне страдаем, с нетерпением ожидая усыновления искупления наших тел. В этой надежде мы и спасены. Но надежда не бывает направлена на то, что уже видимо; если ктото чтото видит, то что ему надеяться? Мы надеемся на то, чего не видим, и терпеливо этого ожидаем. И Дух помогает нам при всей нашей слабости. Мы не знаем даже, о чем нам молиться, как следует, но Дух сам молится о нас и ходатайствует за нас вздохами, которые не могут быть выражены словами. Тот, кто исследует сердца, знает о чем ходатайствует Дух, потому что Дух просит о святых в согласии с Божьей волей. Мы знаем, что Бог все направляет ко благу тех, кто любит Его и кого Он призвал по своему замыслу, потому что Он предопределил быть подобными образу своего Сына тем, кого заранее узнал, чтобы Иисусу быть Первенцем среди множества братьев. A кого Бог предопределил, тех Он и призвал, а кого призвал, тех и оправдал, а кого оправдал, тех и прославил. Что же нам сказать об этом? Если Бог за нас, то кто против нас? Тот, кто не пожалел своего Сына, но отдал Его за всех нас, разве не даст нам вместе с Ним и всего остального? Кто обвинит избранных Богом? Если Бог оправдывает, кто может осудить? Христос Иисус, который умер и который воскрес из мертвых, сейчас находится по правую руку Бога и ходатайствует за нас. Что может отлучить нас от любви Христа? Скорбь или трудности? Преследования или голод? Нагота или угроза казни? Написано: "За Тебя нас убивают целый день, и смотрят на нас, как на овец перед бойней". Мы всё преодолеваем силой того, кто полюбил нас. И я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни власти, ни настоящее, ни будущее, ни силы, ни высота, ни глубина, ничто во всем творении не может отлучить нас от любви Бога во Христе Иисусе, нашем Господе!

9
Я говорю истину во Христе и не лгу, об этом свидетельствует моя совесть, побуждаемая Святым Духом. Мне очень печально, и сердце мое полно неизбывной боли: я бы предпочел сам быть проклятым и отлученным от Христа ради моих братьев, родных мне по крови израильтян. Им принадлежит усыновление, им принадлежит слава и союз с Богом, им были даны закон, богослужение и Божьи обещания. Из этого народа произошли патриархи, от них по человеческой природе происходит Христос Бог надо всеми, благословенный вовеки. Aминь. Но это не означает, что слово Божье осталось неисполненным, потому что не все израильтяне действительно принадлежат к Израилю. И не все дети Aвраама являются его истинными потомками. Написано: "Через Исаака будут названы тебе потомки". Другими словами, не дети, рожденные естественным образом, являются Божьими детьми, а дети, обещанные Им, и есть потомки Aвраама. Обещание было дано в таких словах: "В назначенное время Я возвращусь, и у Сарры будет сын". У обоих сыновей Ревекки был один и тот же отец наш отец Исаак. Но еще до рождения близнецов и до того, как они сделали чтолибо хорошее или плохое чтобы Божий выбор зависел не от их дел, а только от самого Призывающего, Ревекке было сказано: "Старший будет служить младшему". Как об этом и написано: "Я полюбил Иакова и возненавидел Исава". Что же это значит? Может, Бог несправедлив? Нет! Он сказал Моисею: "Я помилую тех, кого Я милую, и проявлю сострадание к тому, к кому Я проявляю его". Поэтому, значение имеет не желание или усилие человека, а Божья милость. Писание говорит фараону: "Я возвысил тебя для того, чтобы показать на тебе Мою силу и чтобы имя Мое стало известно по всей земле". Поэтому Бог проявляет милость к тем, к кому Он сам хочет, и ожесточает тех, кого хочет ожесточить. Ктото, может, скажет мне: "Тогда почему же Бог нас обвиняет? Кто может противостоять Его воле?" Но кто ты такой, человек, чтобы спорить с Богом? Разве говорит изделие тому, кто его сделал: "Почему ты сделал меня таким?" Разве не вправе гончар сделать из одного и того же куска глины утварь для почетного употребления и для обычного? A может, Бог, желая показать гнев и явить свою силу, долго терпит тех, кто вызывает Его гнев и приготовлен к уничтожению? Может быть, Он поступает так, чтобы проявить богатство своей славы к тем, к кому он хочет проявить милость и кого Он приготовил для славы, к нам, призванным Им не только из иудеев, но и из язычников? Как Он говорит через пророка Осию: "Я назову Моим народом не Мой народ, и нелюбимую любимой", и: "Там, где им было сказано: вы не Мой народ, там же они будут названы сынами живого Бога". Исайя оплакивает Израиль: "Хотя число израильтян будет как песок морской, лишь немногие будут спасены. Господь решительно и быстро приведет в исполнение свой приговор земле". И как еще говорил Исайя: "Если бы Господь Саваоф не сохранил наших потомков, то мы стали бы подобны жителям Содома и Гоморры". Что же нам теперь сказать? Язычники, которые и не стремились к праведности, получили праведность благодаря своей вере. Израиль же, стремившийся к праведности, основанной на законе, так и не достиг ее. Почему? Потому что они стремились получить ее не по вере, а по делам. Они споткнулись о "камень преткновения". Об этом написано: "Вот Я кладу на Сионе камень, о который многие споткнутся, скалу, изза которой они упадут, но тот, кто доверяет Ему, никогда не будет постыжен".

10
Братья, желание моего сердца и моя молитва к Богу о том, чтобы Израиль был спасен. Я свидетель их ревности о Боге, но ревность их не основана на знании. Они не знают Божьей праведности, а пытаются установить свою собственную, и поэтому Божьей праведности они не подчинились. Христос конец закона, чтобы каждый верующий получил праведность. Моисей так описывает праведность по закону: "Исполняющий эти повеления будет жив благодаря им". Праведность, которая дается по вере, не спрашивает: "Кто же поднимется на небо?", чтобы привести оттуда Христа. Или: "Кто же спустится в бездну?", чтобы воскресить Христа из мертвых. Что же она говорит? Она говорит: "Слово близко к тебе, оно в твоих устах и в твоем сердце". Это и есть то слово веры, которое мы проповедуем! Если ты исповедуешь языком, что Иисус есть Господь, и если ты веришь в сердце, что Бог воскресил Его из мертвых, ты будешь спасен. Потому что сердечная вера дает человеку праведность, а исповедание веры вслух приносит спасение. Писание говорит: "Кто верит в Него, тот постыжен не будет". Ведь между иудеем и язычником нет никакого различия, один и тот же Господь является Господом всех и дает свои богатства всем, кто взывает к Нему. Ведь "каждый, кто призовет имя Господа, будет спасен". Но как они могут взывать к тому, в кого они не поверили? Как они могут поверить в того, о ком не слышали? И как они могут услышать, если никто им не будет проповедовать? Как ктолибо может проповедовать, не будучи посланным? Написано: "Прекрасны ноги вестников Евангелия!" Но не все послушались радостной вести. Исайя говорит: "Господи, кто поверил нашей проповеди?" Итак, вера приходит от услышанного, то есть через слова Христа. Но я хочу спросить, разве они не слышали? Конечно же слышали, ведь написано: "Их голос слышен по всей земле, и слова их слышны до краев света". Тогда я хочу спросить: может быть, Израиль не понимал, что Бог отдаст их спасение другим, если они откажутся принять его? Моисей первым сказал: "Я пробужу в вас ревность через тех, кто не является народом; Я пробужу в вас гнев через народ глупый". А Исайя смело говорит: "Я найден теми, кто не искал Меня, и открылся тем, кто не спрашивал Меня". Но об Израиле он говорит: "Весь день Я простирал руки Мои к этому непокорному и своевольному народу".

11
Поэтому я хочу спросить: разве Бог отверг свой народ? Конечно же, нет! Я и сам израильтянин, потомок Aвраама из племени Вениамина. Бог не отверг свой народ, который Он знал заранее. Вы ведь знаете, что говорит Писание о том, как Илия обвинял израильтян перед Богом: "Господи, они убили Твоих пророков и разрушили Твои жертвенники, я один остался, и меня они тоже хотят убить". Но что Бог ответил ему? "Я сохранил себе семь тысяч человек, не склонивших колен перед Ваалом!" Так, и сейчас есть остаток, избранный по Божьей благодати, а если по благодати, то значит не по делам, ведь в противном случае благодать уже не была бы благодатью. Так, что же? То, к чему Израиль так стремился, он не получил, а избранные получили. Остальные же ожесточились. Как написано: "Бог дал им дух оцепенения, глаза, которые не видят, и уши, которые не слышат, вплоть до сегодняшнего дня". Давид говорит: "Пусть их праздничные застолья станут им ловушкой и капканом, камнем преткновения и возмездием. Пусть глаза их будут помрачены, чтобы они не видели, и пусть их спины будут согнуты навечно". Итак, я спрашиваю: может быть, они споткнулись, чтобы упасть? Конечно же, нет! В том, что они споткнулись, спасение язычникам, которое должно возбудить ревность и в самих израильтянах. Если их ошибка приносит богатство миру и если их потери приносят богатство язычникам, то насколько же больше богатства принесет их полное обращение! Обращаюсь к вам, язычники. Как апостол для язычников, я высоко ценю мое служение. Я надеюсь, что смогу возбудить ревность моего народа, чтобы спасти хоть некоторых из них. Ведь если их отвержение приносит миру примирение, то чем же будет их принятие, как не воскресением из мертвых? Если свята часть теста, приносимая Богу как жертва первых плодов, то свято и все тесто; если свят корень, то святы и ветви. Если же отдельные ветви были отломлены, а ты, дикая маслина, был привит на их место и питаешься от полного соков корня масличного дерева, то не хвались перед остальными ветвями. Если ты превозносишься, то подумай о том, что не ты питаешь корень, а корень тебя. Может быть, ты скажешь: "Ветви были отломлены, чтобы я был привит". Да, но они были отломлены изза своего неверия, а ты держишься, благодаря вере. Поэтому не гордись, но бойся. Ведь если Бог не пожалел природных ветвей, то Он не пожалеет и тебя. Подумай о доброте и о строгости Божьей: строгости к тем, кто отпал, и доброте к тебе, при условии, что ты живешь в Его доброте, иначе ты тоже будешь отсечен. Если израильтяне не будут оставаться в неверии, то снова будут привиты, и Бог в силах привить их опять. Если ты был срезан с дикого по природе масличного дерева и вопреки своей природе был привит к садовому дереву, то тем более природные ветви будут привиты к своему собственному дереву! Братья, чтобы вы не считали себя умнее, чем вы есть, я не хочу оставить вас в неведении о следующей тайне: часть Израиля будет ожесточена до тех пор, пока полное число язычников не достигнет спасения. И таким образом, весь Израиль будет спасен, как написано: "С Сиона придет Избавитель! Он удалит нечестие от Иакова! И Я вступлю в союз с ними, когда сниму с них их грехи". Что касается Евангелия, то они враги ради вас, но что касается избрания, то они любимы Богом ради их предков. Божьи дары и Его призвание неизменны. Вы раньше были непокорны Богу, а сейчас благодаря тому, что они стали непокорны, Бог помиловал вас. Так и они стали сейчас непокорны, чтобы и им тоже быть помилованными благодаря Божьей милости, проявленной к вам. Бог провел всех людей через непокорность, чтобы всех помиловать. О, глубина богатства, мудрости и знания Божьего! Как непостижимы Его решения и неисследимы пути Его! "Кто познал разум Господа? Кто был Ему советником?" "Кто когдалибо давал Богу в долг, что Бог был бы должен вернуть ему?" Ведь все происходит от Него и через Него, и для Него все существует. Слава Ему вовеки! Aминь.

12
Поэтому я умоляю вас, братья, ради милости Божьей принесите ваши тела в живую жертву, святую и угодную Богу, для разумного служения Ему. Не стремитесь жить в соответствии с представлениями этого мира, но постоянно изменяйтесь, обновляя ваш разум, чтобы вы сами могли испытать, что представляет собой Божья воля, добрая, угодная и совершенная. Пользуясь данной мне благодатью, я говорю каждому из вас: не думайте о себе больше того, что есть, судите о себе здраво, согласно той вере, которую Бог дал каждому. Как у человека одно тело и в нем много членов, но у этих членов разное назначение, так и все мы во Христе составляем одно тело и все мы принадлежим друг другу. У каждого из нас различные дары, которые мы получили по данной нам благодати. Если у когото дар пророчества, пусть использует его в согласии с верой; если это дар служения другим, пусть служит; если это дар быть учителем, пусть учит; если это дар ободрять, пусть ободряет; если это дар помогать нуждающимся, пусть дает щедро; если это дар быть руководителем, пусть будет усерден; если это дар доброты, пусть делится им с радостью. Пусть ваша любовь будет искренней. Ненавидьте зло и держитесь доброго. Любите друг друга братской любовью, старайтесь превзойти друг друга в изъявлениях уважения. Пусть ваше рвение не ослабевает, пламенейте духом в своем служении Господу. Радуйтесь в надежде, будьте терпеливы в страданиях, постоянны в молитве. Помогайте Божьим людям, когда они в нужде, проявляйте гостеприимство. Благословляйте тех, кто преследует вас, благословляйте, а не проклинайте. Радуйтесь с радующимися, плачьте с плачущими. Живите в согласии друг с другом. Не будьте заносчивы, общайтесь с людьми скромного положения. Никому не воздавайте злом за зло, а делайте только доброе всем людям. Если возможно с вашей стороны, живите в мире со всеми. Друзья мои, не мстите, лучше оставьте место для гнева Божьего, ведь написано: "Предоставьте месть Мне, Я отомщу, говорит Господь". Напротив: "Если твой враг голоден накорми его, если он хочет пить дай ему напиться. Поступая так, ты соберешь горящие угли ему на голову". Не позволяй злу одолевать тебя, но побеждай зло добром.

13
Каждый человек должен подчиняться правящей власти, потому что нет власти, не установленной Богом. Все существующие власти установлены Богом. Следовательно, тот, кто восстает против власти, восстает против установленного Богом, и кто так поступает, тот сам на себя навлекает суд. Правители страшны не тем, кто делает добро, а тем, кто делает зло. Если хочешь жить без страха перед властью, делай добро, и получишь от нее похвалу. Она на службе у Бога для твоего блага. Если же ты делаешь зло, то берегись, она не напрасно носит меч. Она слуга Бога, орудие Его гнева против того, кто делает зло. Так что необходимо подчиняться власти не только из страха перед наказанием, но и по совести. Вы и налоги платите потому, что стоящие у власти Божьи слуги, посвящающие себя своему делу. Так что отдавайте всем то, что надлежит: кому налог налог, кому пошлину пошлину, кому страх страх, кому честь честь. Не оставайтесь в долгу ни у кого ни в чем, кроме долга любви друг к другу, потому что любящий ближнего исполнил закон. Потому что суть заповедей: "Не нарушай супружескую верность", "Не убивай", "Не кради", "Не пожелай" и любой другой заповеди одна "Полюби ближнего твоего, как самого себя". Любовь не причиняет зла ближнему, поэтому любовь и есть исполнение закона. Вы знаете также, что уже настало время пробудиться ото сна, потому что наше спасение сейчас гораздо ближе, чем оно было тогда, когда мы только что уверовали. Ночь приближается к концу, и наступает день. Так давайте же оставим дела тьмы и наденем оружие света. Будем жить достойно, как при свете дня, не предаваясь оргиям, пьянству, разврату, распущенности, вражде и зависти. Облекитесь лучше в Господа Иисуса Христа и не превращайте разумную заботу о теле в угождение своим желаниям.

14
Слабого в вере человека принимайте, не споря о мнениях. Вера одного позволяет ему есть все, а слабый в вере ест только овощи. Тот, кто ест все, не должен смотреть свысока на того, кто этого не делает, и, в свою очередь, тот, кто не всё ест, не должен осуждать того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты такой, чтобы судить чужого раба? Стоит он или падает перед своим хозяином, он будет снова поставлен на ноги, потому что Господь способен поставить его. Ктото различает дни как более и менее важные, а для другого все дни одинаковы. Пусть каждый и дальше поступает в соответствии со своими убеждениями. Кто считает один день важнее другого, делает это для Господа. Кто ест ест для Господа, потому что он при этом благодарит Бога, и кто не ест тоже делает это для Господа и тоже благодарит Бога. Никто из нас не живет для себя и не умирает для себя. Если мы живем, то живем для Господа, и если умираем, то умираем тоже для Господа. Живем мы или умираем мы принадлежим Ему. Ведь для этого и Христос умер и ожил, чтобы Ему быть Господом живых и мертвых. Почему же ты судишь своего брата? Или ты, почему презираешь своего брата? Ведь все мы предстанем на Божий суд. Написано: "Как верно то, что Я живу, говорит Господь, так верно и то, что каждое колено преклонится предо Мной и каждый язык исповедает Бога". Каждый из нас ответит перед Богом сам за себя. Поэтому не будем больше судить друг друга. Лучше смотрите за собой, чтобы не делать ничего такого, изза чего брат ваш может споткнуться и упасть. Я знаю и твердо убежден благодаря моему союзу с Господом Иисусом, что нет ничего, что было бы нечисто само по себе, но если человек считает чтолибо нечистым, то для него оно нечисто. Если твоего брата оскорбляет пища, которую ты ешь, то ты поступаешь не по любви. Не губи изза пищи брата, за которого умер Христос. Не давайте людям повода ругать то, что вы считаете добрым. Царство Божье заключается не в пище и питье, а в праведности, мире и радости в Святом Духе. Кто так служит Христу, тот доставляет радость Богу и заслуживает одобрение людей. Будем же прилагать все усилия, чтобы делать то, что ведет к миру и взаимному назиданию. Не разрушайте Божьего дела ради пищи. Вся пища чиста, но плохо поступает тот, кто ест, приводя тем самым своего ближнего к падению. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего, от чего твой брат спотыкается. Пусть твоя вера будет твоим личным убежденим перед Богом, и счастлив тот, кто не осуждает себя за свой выбор. Кто ест и в то же время сомневается, хорошо ли это, уже осужден, потому что он не поступает в соответствии со своей верой, а все, что не по вере, грех.

15
Мы, сильные, должны быть снисходительны к ошибкам слабых и не искать своей личной выгоды. Каждый из нас должен угождать своему ближнему, заботясь о том, что служит к его благу и духовному росту. Христос тоже не самому себе угождал, но, как написано: "Оскорбления тех, кто злословит Тебя, пали на Меня". Ведь все написанное раньше было написано с целью научить нас, чтобы благодаря нашему терпению и ободрению, получаемому из Писаний, мы имели надежду. Пусть же Бог, который дает терпение и ободрение, даст вам жить в согласии друг с другом по Иисусу Христу, чтобы вы единодушно, в один голос прославляли Бога и Отца нашего Господа Иисуса Христа. Принимайте друг друга так, как Христос принял вас в славу Божью. Я говорю вам, что Христос стал слугой обрезанных во имя Божьей истины, чтобы подтвердить те обещания, которые Он дал патриархам, и чтобы язычники могли прославить Бога за Его милость, как написано: "Поэтому я буду исповедовать Тебя среди язычников, буду петь гимны имени Твоему". И еще написано: "Радуйтесь, язычники, вместе с Его народом!" И еще: "Славьте Господа, все язычники! Пойте хвалу Ему, все народы!" Исайя говорит: "Прорастет корень Иессея и поднимется, чтобы править язычниками, и язычники будут надеяться на него". Пусть же Бог надежды наполнит вас в вашей вере радостью и миром, чтобы вам в силе Духа Святого изобиловать надеждой. Братья, я убежден в том, что ваши сердца полны добра, а ваше знание позволяет вам учить друг друга. Тем не менее, в этом письме я смелее напоминаю вам о некоторых вещах, по благодати, данной мне Богом, быть служителем Христа Иисуса для язычников, совершающим священническое служение Божьего Евангелия, чтобы приношение язычников, освященное Святым Духом, было приятно Богу. У меня есть чем хвалиться перед Богом во Христе Иисусе. Я не смею говорить о чемлибо кроме того, что Христос совершил через меня для покорения язычников словом и делом, силой знамений и чудес, силой Духа, так что я полностью возвестил Евангелие Христа от Иерусалима и его окрестностей до самого Иллирика. Моим стремлением всегда было проповедовать Евангелие там, где еще не знают о Христе, чтобы мне не строить на чужом фундаменте. Написано: "Те, кому не было рассказано о Нем, увидят, и те, кто не слышал, поймут". Вот почему у меня много раз не получалось прийти к вам. Теперь у меня больше нет дел в этих областях, и так как я уже много лет хотел прийти к вам, то намерен сделать это, когда отправлюсь в Испанию. Я надеюсь, что навещу вас по пути. A потом, когда я некоторое время порадуюсь вашему обществу, вы проводите меня дальше. Сейчас же я отправляюсь в Иерусалим для служения святым, живущим там, потому что Македония и Aхайя решили провести сбор для бедных из числа святых, живущих в Иерусалиме. Они сами решили это сделать, ведь они и действительно в долгу перед ними. Так как язычники получили право на духовные благословения евреев, они, в свою очередь, должны поделиться с евреями своими материальными благами. После того, как я выполню это поручение и передам им, что было собрано, я намерен отправиться в Испанию и по пути навестить вас. Я знаю, что когда приду к вам, то приду в полноте благословения Христа. Умоляю вас, братья, ради Господа нашего Иисуса Христа и ради любви Духа, будьте со мной в борьбе, молясь обо мне Богу. Молитесь о том, чтобы я был избавлен в Иудее от неверующих, и чтобы мое служение в Иерусалиме было принято святыми, живущими там. Тогда я смогу прийти к вам с радостью и мы сможем вместе отдохнуть, если на это будет воля Божья. Пусть Бог мира будет со всеми вами, аминь.

16
Представляю вам нашу сестру Фиву, служительницу церкви в Кенхреях. При мите ее в Господе так, как подобает святым, и окажите ей помощь во всем, в чем она будет нуждаться. Она сама многим оказала помощь, в том числе и мне. Передавайте привет Прискилле и Aкиле, моим сотрудникам во Христе Иисусе. Они ради меня готовы были пожертвовать своей жизнью, и им благодарен не только я, но и все церкви язычников. Привет общине, которая собирается в их доме. Привет моему дорогому другу Епенету, первому, кто был обращен ко Христу в Aсии. Привет Марии, которая так усердно потрудилась для вас. Привет Aндронику и Юнию, моим родным, которые были вместе со мной в заключении. Они занимают особое место среди апостолов, и с Христом были еще раньше меня. Привет Aмплиату, которого я так полюбил в Господе! Привет Урбану, нашему сотруднику во Христе, и привет моему дорогому другу Стахию. Привет Aпеллесу, испытанному во Христе, привет всем домашним Aристобула. Привет Иродиону, моему родственнику, привет домашним Наркисса, которые принадлежат Господу. Привет Трифене и Трифосе, усердно трудящимся для Господа. Привет дорогой Персиде, тоже усердно трудящейся для Господа. Привет Руфу, избранному в Господе, и его матери, которая была матерью и мне. Привет Aсинкриту, Флегонту, Гермесу, Патрову, Герму и братьям, которые с ними. Привет Филологу и Юлии, Нирею и его сестрам, привет Олимпу и всем святым с ними. Приветствуйте друг друга святым поцелуем. Все церкви передают вам приветы. Призываю вас, братья, остерегайтесь тех, кто вызывает разделения и подрывает в людях веру, выступая против учения, которому вы были научены. Такие люди служат не нашему Господу Христу, а своему желудку. Они обманывают простодушных людей сладкими и льстивыми словами. О вашем послушании знают все, и я очень рад за вас, но хочу, чтобы вы были мудрыми во всем добром и невинными в том, что касается зла. И тогда Бог мира скоро поразит сатану под вашими ногами! Пусть милость нашего Господа Иисуса будет с вами. Вам передают приветы мой сотрудник Тимофей и мои родственники Луций, Ясон и Сосипатр. Я, Тертий, пишущий это письмо, тоже приветствую вас в Господе. Гай, чьим гостеприимством пользуюсь я и вся церковь, тоже передает вам привет. Привет также от городского казначея Эраста и брата Кварта. стих отсутствует во всех древнейших рукописях. Пусть же Богу, который дает вам силу через мое Евангелие и проповедь Иисуса Христа, в которой раскрывается тайна, скрытая на протяжении веков, а сейчас открытая и через писания пророков ставшая по повелению вечного Бога известной всем язычникам, чтобы они покорились вере, единому и премудрому Богу будет слава вовеки через Иисуса Христа! Aминь.

 

Христианская музыка

Полный  архив сборников Зима-Лето.


ХРИСТИАНСКИЕ САЙТЫ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Rambler's Top100 Твоя Библия: Библия, ответы на вопросы, христианская библиотека. Маранафа: Библия, словарь, каталог сайтов, форум, чат и многое другое.