Дух человеческий

Дух человеческий

Конечной целью творения Бога, было создание богоподобного существа - по Своему образу и подобию, в котором отражалось бы невидимое величие Божье и отпечаталась Его сущность. Таким образом, Бог сотворил новую разумную тварь – человека, но, поскольку тело приобретает жизнь благодаря духу, образ этот в человеке сильнее, нежели в ангелах. Следует отметить, что ангелы пали сознательно, а человек пал несознательно, ненамеренно, будучи обольщенным и обманутым, поэтому добро в человеке не уничтожилось, как в падших ангелах, а смешалось со злом падших ангелов. В связи с тем, что у падших ангелов осталось лишь одно зло, любые их действия нравственного, материального, лечебного порядка и всех, без исключения других, по отношению к человеку, обязательно наносит непоправимый вред человеку, особенно его душе - основе человека.

Противостоять падшим ангелам, человек самостоятельно не может, так как страсти и желания человеческие и демонские тесно переплетаются и лишь помощь свыше, по молитвам человека и его усилиям, выводит человека из этого замкнутого круга. Иными словами, человек значительно сильнее падшего ангела, когда он разумно и действенно противостоит ему, призывая помощь Божью.

После грехопадения человека, наиболее коренная и существенная перемена произошла в области сердечной жизни, из-за расстройства сил духа. Если раньше сердце жило изменениями божественной любви, то с падением, в нем возобладало чувство страха, все дальше удаляясь от Бога. Сердце перестало быть главным интегрирующим центром познания и лишившись божественных сил, резко изменился и сам процесс человеческого познания, что привело к некоторому хаосу, выражающийся в сердечных волнениях.
 
Телесный состав человека, предназначенный быть органом души и служебным орудием в ее идеальном развитии, при расстройстве сил духа, оказался сам влияющим на душу. Он же заставлял ее увлекаться темными инстинктами, удовлетворять им в большей, чем нужно степени и тем способствовать их чрезмерному развитию, из-за увлечения духом телесными страстями.

По сути, вместо богосозданного человека - образовалось совершенно новое существо, где вместо единства, одни противоречия. Таким образом, человек оказался в самообмане и зависимости не только от материи, но еще больше от своего искусителя. Это опасно тем, что последнее бессознательно и наследственно усваивается природой человека.

Из-за нарушения человеком заповеди в раю, зло вошло в человека, в результате темные силы получили свободный доступ всегда разговаривать с душой и влагать в сердце человека все вредное. Сам разговор осуществляется мысленно, без голоса. Демоны так хитро действуют, что все злое представляется нам как бы рождающимся само собою в душе, а не от действия чуждого постороннего духа. Особенно способны они вселять в нас гордость и  самомнение. Когда человек впадает в самомнение или гордость, тогда падший дух удобно вводит все страсти в сердце человека неприметным образом и делает это сердце своею обителью. Они могут всему подражать в человеке, только лишь любовь и смирение для них недоступны. 

Дух человеческий по естеству своему божествен, поэтому при его пробуждении он устремляется Богу, как Своему Творцу, а это значит, что личное начало в нем призвано к бытию, как некое отражение в небытии Личности Божьей. Однако человеческая личность не знает духовного бытия независимого от воплощения. Человеческий дух не есть дух бесплотный по сотворению, каковы ангелы. Такого независимого от мира бытия человеческого духа вовсе не существует. Бытие человеческого духа, а потому и бессмертие неразрывно связано с миром и в осуществлении своем вмещает и смерть, и воскресение.

Дух есть прежде всего способность человека различать высшие ценности: добро и зло, истину и ложь, красоту и уродство. Если выбор в этой области сделан, то дух стремится подчинить своему решению душу и тело. Преимущественно через свой дух человек общается с другими духами и, конечно, с Богом. Без общения с Богом дух человека не способен найти настоящий критерий для определения высших ценностей, так как только Бог, Который Сам есть абсолютное благо, истина и красота, может верно указать решение человеку.
Существует тесная связь между духом и мозговой деятельностью, всякая духовная деятельность связана с мозговой, а всякая мозговая деятельность имеет свой духовный аспект, воздействия на душу. Однако, человеческая душа, используя мозг, замутненный болезнью или пребывающий в состоянии опьянения, не может рассуждать здраво.

Людей соединяет не кровь, не кровное родство, а дух и лишь этим можно объяснить порой жестокую ненависть в том или ином роде.

Словесная сила и разум человеческого духа есть высшая способность души человеческой, которой она отличается от души животных. В духе человеческом сосредоточены ощущения совести, смирения, кротости, любви к Богу и ближнему и другие подобные свойства, поэтому необходимо, чтобы при молитве действие этих свойств соединялось с действием ума.
Человеческое познание крайне ограничено, поэтому о сущности духа мы знаем не более чем и о сущности материи. Дух есть сущность без тела, есть индивидуальность, обладающая пониманием и свободой, и как индивидуальность он ведет себя и проявляется.

Дух человеческий есть дыхание Духа Божьего, и уже потому, он несет в себе бессмертие, как все бестелесные  ангельские духи. Дух не может быть разложен на простые, земные элементы, не может быть приобретен в процессе эволюции или каком-либо другом естественном процессе. Дух человеческий сотворен со способностью нескончаемого развития, возрастания и совершенствования и эту способность нескончаемого развития он может обращать как к добру, так и к злу.

Дух не имеет массы, веса, геометрической формы и размеров. Дух невидим, неосязаем телесными чувствами и физическими приборами, не подвергается разложению на составные части подобно бренному телу, ибо по своей сущности дух - простое естество. Эти свойства и еще некоторые другие являются общими и для Духа Божьего, и для духовных существ - ангелов и для человеческого духа.

Дух человеческий существует, как потенция целостного человека, имеющего тело, энергия которого, есть душа. По смерти тела эта энергия парализуется, но не уничтожается. Она остается присущей личному духу, как его качество, поэтому человеческая смерть это не  уничтожение, а успение, то есть временное прекращение действий души относительно тела.

Наш дух содержит в потенции великое сокровище, которое мы называем смирением, то есть это всецелая преданность воле Божьей, беззаветная любовь к Богу и ближнему, но самому миру оно не нужно и совершенно не ценится. Однако демонские силы знают могущество этого сокровища и всеми путями пытаются похитить его у всех, кто стал на путь духовного совершенствования, подвергая их лишениям, натравливая на них злых людей, подвигая нетерпеливых к роптанию, малодушию, подрывая в них веру в промышление Божье и надежду на милосердие Божье.

Для человеческого духа высшее знание и мудрость - это созерцание. Оно состоит из внимания, то есть устремления духа к Божеству и удержания духа в этом состоянии, то есть в молитвенной сосредоточенности, а также восприятия невидимого света Божества, которое также есть приближение к Богу и преображение человека.

В ряду земных существ человек первое и единственное духовное существо, и были люди, являвшие очень высокие степени духовности, почти достигшие при жизни освобождения духа от тела. Они поднимались в воздух во время молитвы, являли величайшую власть духа над телом и чаще всего это были столпники и постники.

Связь духа с душою и телом не безусловна из-за греховности и дух может иметь существование отдельно от души и тела. Также может существовать и душа с духом отдельно от тела, но пока тело не умерло, такое раздельное существование весьма кратковременно. После смерти тела, дух может значительное время пребывать вне души, но такое состояние духа мятежное и чаще проявляется в виде привидений. Дух пытается соединиться с душой, но не может, поскольку разрыв между духом и душой произошел по каким-то чрезвычайным обстоятельствам при гибели тела, а его останки не были захоронены надлежащим образом. Для того чтобы дух соединился с душой и успокоился, необходимо надлежащее захоронение останков тела и прочтение разрешительной молитвы священником.

Существует несколько доказательств раздельного пребывания духа, души и тела, не принимая во внимание вмешательство темных сил:

• первое  -  явление светлого духа или душ умерших людей;
• второе - экстериоризация духа живого человека, при нормальном человеческом состоянии;
• третье - наличие негативных зон или участков, где захоронены или погибли эти люди.

Таким образом, к негативным местам относятся вышеупомянутые негативные участки, а также те места, где люди совместно с демонами совершали различные служения и жертвоприношения. К положительным местам относятся захоронения святых людей и в тех местах, где совершалась литургия и крестные ходы. Более того, во всех местах, где совершалась литургия ангелы-хранители этих священных мест остаются на этих местах (несмотря на застройки или пустыри) вплоть до Второго пришествия Христа. Демонические силы, зная это и пытаясь копировать действие божественных сил, также закрепляют демонов за теми местами, где осуществлялись их жертвоприношения.

Возможность существование духа отдельно от души и тела, доказывает и тот факт, что отдельные духовные свойства передаются родителями детям по наследству, но не сама духовность. Наследуются только основные черты характера, их нравственное направление, склонность к добру или злу, высшие способности ума, чувства и воли. Однако никогда не наследуются воспоминания о жизни родителей, их чувственные или органические восприятия, их частные мысли и чувства, что свидетельствует о возможном разделении духа от души и тела.

Дух может передавать себя другому духу, может благотворно действовать один на другого: вовлекать его в молитву, во внимание, ободрять в унынии, отклонять от порока и возбуждать к святой деятельности, именно в этой способности духа заключена тайна молитвы за других. Действие темного духа на человеческий носит чрезвычайно негативный характер, поскольку в нем нет ничего доброго. Сам по себе человеческий дух (неокрепший духовно) не в состоянии ясно различать других духов, поэтому Церкви дан Дух Святой.
Жизнь всех органов тела нужна только для формирования духа и души и прекращается, когда их формирование закончено или вполне конкретно определилось их направление и целесообразность. Существенное свойство нашего духа, как существа, созданного по образу беспредельного Бога, есть непрерывное стремление к нескончаемому развитию своих сил, расширению круга деятельности, умножению полноты внутренней жизни. Остановка жизненных обнаружений, прекращение стремления к высшему совершенству, неподвижность - есть смерть для духа.

Дух ищет лишь Бога, поэтому на земле он довольствуется немногим:

• Первым проявлением человеческого духа - является прежде всего религиозное чувство, как способность непосредственного переживания реалий духовного мира и интуитивное проникновение в метафизический мир, это чувство внутренней достоверности духовного опыта. Оно пробуждается, оживает в человеке действием благодати; его начало - покаяние, а конец - любовь.
• Вторым проявлением духа - есть познавательная сила, действующая на уровне идей и сущностей.
• Третьим проявлением духа - это способность созерцания, обращенность человека к Божеству, когда богообщение становится свободным актом человеческой личности.
 
Всякий дух может проявляться либо личностью, либо учением, либо идеей, либо мыслью. Человеческий дух не может быть свободным от всех помыслов и если он не занят духовными упражнениями, то он обязательно занимается тем, что прежде изучил и что его увлекает.

Дух человека довольно нежен, поэтому от грубого прикосновения страсти он уходит в себя, но от внимания дух приходит в смирение, а от смирения рождается покаяние, которое пробуждает дух и он уже начинает вести борьбу со страстями.

Причина действия поста на духов злобы заключается в сильном действии поста на наш собственный дух, потому что пост доставляет человеческому духу свободу, творческую активность, целостность, любовь, трезвенность, чистоту, тонкость, стремление к божественному, то есть отражает признаки самого духа. Это свойство поста не осталось не замеченным и в других учениях, особенно восточных, но только оно используется для более быстрого контакта с демоническими сущностями.

Дух человека в состоянии духовной смерти, то есть богооставленности - быстро утрачивает переживание осмысленности и полноты бытия, что приводит к психическим аномалиям и если человек не видит смысла жизни, осуществление которого сделало бы его счастливым, он ищет его в наркотиках, медитациях, различных порочных действиях.

Грех врачуется просто, а дух греха врачуется очень трудно, поскольку враг через дух греха пытается восстановить свою власть над нами. При упадке духа следует читать псалтырь и побороть то, что ослабляет дух. Преподобный Амвросий говорил: «Раздражительное состояние духа происходит, во-первых, от самолюбия, что делается не по нашему желанию и взгляду на вещи, а во-вторых, и от неверия, что будто бы исполнение заповедей Божиих в настоящем месте не принесет никакой пользы».

Три душевные силы порабощают дух человека:

•  первая – мыслительная сила или рассудок;
• вторая – страстная или защитная сила души, которая в нашем падшем состоянии проявляет себя не в борьбе с грехом, а в соперничестве, гневе, ярости, непримиримости. Эта извращенно направленная энергия человеческой души, сама стала страстью и обычно устремляется против того, кто мешает человеку осуществить его желание;
• третья - желательная сила, жажда удовольствий и наслаждений, принадлежащие времени и земле, а если они становятся целью жизни, то способны усыпить любой человеческий дух.
 
Непорочность и совершенство души и тела находятся в зависимости от состояния духа. Когда словесная сила чужда смешению и общению с грехами и демонами, то деятельность правильная, а качеством этого последует святость и наоборот.

Дух есть естественный свет и источник света для жизни, но если он усваивает себе ложь, то становится тьмою и источником тьмы. Последствием такого усвоения бывает неправильная деятельность, а качеством состояние самообольщения и греховности. От принятия ложных мыслей, ум расстраивается, совесть теряет верность в своих указаниях, все духовные ощущения сердца также заражаются неправильностью и греховностью. Человек делается врагом своего спасения, убийцею своей души, врагом Божьим.

Человеку с растленным умом невозможно привить веру, так как у него место веры уже занято лжеименным разумом. Растление ума всегда сопряжено с растлением прочих духовных свойств, поэтому растление ума и растление духа имеют тождественное значение по своему последствию. С принятием лжеучения или ложных мыслей о Боге, искажением догматического и нравственного учения, при посредстве лжеучения, совершается растление духа человеческого и человек соделывается сыном диавола (Ин.8:44).

Греховная жизнь парализует силы духа и человек практически теряет ощущение вечности. Вечность становится для него абстракцией и загадкой, которую он не может разгадать. Однако даже после потери духовности и замены ее душевностью размышления о вечности и смерти мучают человека, живущего своими страстями. Когда дух пленен страстями, человек предается животной чувственности, однако не зная предела и меры, может совершать такое, что даже животным несвойственно.
Борьба за освобождение духа имеет свою стратегию, свои закономерности, постепенность и начинается с внешнего. Глубочайшую сущность существа нашего, а также благодать - познаем мы не умом, а духом, поскольку самосознание есть функция не ума, а духа. При попытке пробудить силы духа, когда человек находится в страстном состоянии, это приводит к бесплодности этих попыток или к значительно худшему - состоянию экзальтации, нервного возбуждения, иллюзорных, мечтательных представлений, которые по своей неопытности принимаются за духовные откровения.

 http://www.anpal.net

Христианская музыка

Полный  архив сборников Зима-Лето.


ХРИСТИАНСКИЕ САЙТЫ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Rambler's Top100 Твоя Библия: Библия, ответы на вопросы, христианская библиотека. Маранафа: Библия, словарь, каталог сайтов, форум, чат и многое другое.