Евангелие от Матфея
Евангелие (греч. εὐαγγέλιον - «благая весть») - жизнеописание Иисуса Христа; книги, почитаемые как священные в христианстве, в которых рассказывается о божественной природе Иисуса Христа, его рождении, жизни, чудесах, смерти, воскресении и вознесении.
Рождение Иисуса Христа происходило так: мать Иисуса, Мария, была обручена с Иосифом, но прежде чем они поженились, оказалось, что она беременна. Ребенок, которого ей предстояло родить, был от Святого Духа.
Жених Марии, Иосиф, был порядочным человеком, и узнав о ее беременности, хотел тайно расстаться с ней, не предавая дело огласке, чтобы Мария не была опозорена.
Но когда он принял такое решение, ему явился во сне ангел Господа и сказал: - Иосиф, потомок Давида! Не бойся взять Марию в жены, потому что ее будущий ребенок - от Святого Духа.
Она родит сына, и ты назовешь Его Иисусом, потому что Он спасет свой народ от грехов!
Все произошедшее с ними было исполнением того, что Господь ранее сказал через пророка:
"Девушка забеременеет и родит сына, которого назовут Иммануэль", что значит: С нами Бог.
Утром Иосиф сделал так, как велел ему ангел. Мария стала женой Иосифа,
но супружеской близости между ними не было, пока она не родила сына, и он назвал Его Иисусом.
Иисус родился в иудейском городе Вифлееме, во времена правления царя Ирода. После рождения Иисуса в Иерусалим пришли мудрецы с востока.
Они спрашивали людей: - Где новорожденный Царь евреев? Мы видели Его звезду на востоке и пришли поклониться Ему.
Услышав об этом, царь Ирод встревожился, а с ним и весь Иерусалим.
Царь созвал к себе всех первосвященников и учителей закона и спросил их, где должен родиться Мессия.
- В иудейском Вифлееме, - ответили ему, - об этом написано у пророка:
"И ты, Вифлеем в земле Иудеи, ты вовсе не наименьший среди главных городов Иудеи, потому что из тебя произойдет вождь, который будет пастырем народу Моему, Израилю!"
Тогда Ирод тайно пригласил к себе мудрецов и узнал у них точное время появления звезды.
Он послал их в Вифлеем с наказом: - Идите и тщательно все разузнайте о младенце. Когда вы Его найдете, известите и меня, чтобы я смог пойти и поклониться Ему.
Выслушав наказ царя, мудрецы отправились в путь. Звезда, которую они видели на востоке, шла впереди них, пока наконец не остановилась над местом, где был младенец.
Увидев, что звезда остановилась, мудрецы очень обрадовались.
Когда они вошли в дом и увидели младенца и Его мать Марию, они поклонились Ему и поднесли Ему подарки: золото, ладан и смирну.
Ночью во сне они были предупреждены о том, что им нельзя возвращаться к Ироду, и вернулись в свою страну другим путем.
Когда мудрецы ушли, Иосифу во сне явился ангел и сказал: - Вставай, возьми ребенка и Его мать и беги с ними в Египет. Оставайтесь там, пока я не скажу, потому что Ирод хочет убить ребенка.
Иосиф взял Иисуса и Марию, и ночью они ушли в Египет.
Там они оставались до тех пор, пока Ирод не умер. Так исполнились слова, которые Господь сказал через пророка: "Из Египта призвал Я Сына Моего".
Когда Ирод понял, что мудрецы его обманули, он пришел в ярость и приказал убить в Вифлееме и его окрестностях всех мальчиков в возрасте до двух лет. Возраст он определил со слов мудрецов.
Таким образом исполнилось предсказанное через пророка Иеремию:
"Голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание, Рахиль плачет о детях своих и не находит утешения, потому что их больше нет!"
После смерти Ирода Иосифу в Египте явился во сне ангел.
- Вставай, - сказал он, - возьми ребенка и Его мать и возвращайтесь в Израиль. Тех, кто хотел убить мальчика, уже нет в живых.
Иосиф взял Иисуса и Марию, и они отправились в землю Израиля.
Когда Иосиф узнал, что в Иудее вместо Ирода царствует его сын Архелай, он побоялся возвращаться, но, получив во сне еще одно указание, пошел в Галилею и
поселился там в городе Назарете. Так исполнились слова пророков, что Его будут называть назореем.
В те дни Иоанн Креститель начал проповедовать в Иудейской пустыне.
- Покайтесь! - говорил он. - Божье Царство уже близко!
Иоанн был тем самым человеком, о котором говорил пророк Исайя: "Голос раздается в пустыне: приготовьте дорогу Господу! Выпрямите Ему пути!"
Иоанн носил одежду из верблюжьей шерсти и подпоясывался кожаным поясом. Ел он саранчу и дикий мед.
К нему приходил народ из Иерусалима, со всей Иудеи и из окрестностей Иордана.
Людей, исповедовавших свои грехи, он крестил в реке Иордан.
Фарисеям и саддукеям, которые приходили к нему, Иоанн говорил: - Вы, змеиное отродье! Кто предупредил вас, что пришло время спасаться от грядущего возмездия?
Делами докажите искренность вашего раскаяния.
Не думайте, что вы избегнете наказания только потому, что вы "дети Авраама". Говорю вам, что Бог может из этих камней сотворить потомков Аврааму.
У корня деревьев уже лежит топор, и всякое дерево, не приносящее хорошего плода, будет срублено и брошено в огонь.
Я крещу вас водой, но после меня придет тот, кто сильнее меня, я не достоин даже развязать ремни Его сандалий. Он будет крестить вас Святым Духом и огнем.
В руках у Него лопата для провеивания, и Он очистит зерно от мякины; пшеницу Он соберет в хранилище, а мякину сожжет в неугасимом огне.
И вот из Галилеи к Иордану пришел Иисус, чтобы принять крещение от Иоанна.
Иоанн пытался отговорить Его: - Это мне нужно креститься от Тебя, зачем же Ты пришел ко мне? -
Но Иисус ответил: - Пусть сейчас будет так, нам следует исполнить все, что требует Бог. - Тогда Иоанн согласился.
Как только Иисус был крещен и вышел из воды, раскрылись небеса, и Он увидел Духа Святого, спускающегося на Него в виде голубя.
И с небес прозвучал голос: - Это Мой любимый Сын, в Нем - исполнение Моей доброй воли!
Затем Дух повел Иисуса в пустыню для того, чтобы Ему пройти искушение от дьявола.
После сорока дней и сорока ночей, проведенных в посте, Иисус почувствовал сильный голод.
Тогда искуситель подошел к Нему и сказал: - Если Ты Божий Сын, то прикажи этим камням стать хлебом.
Иисус ответил: - Написано: "Не только хлебом живет человек, но и каждым словом, исходящим от Бога".
Затем дьявол поставил Иисуса на вершину храма, что в святом городе.
- Если Ты Божий Сын, - сказал он Ему, - то бросься вниз. Ведь написано же: "Ангелам своим повелит, и они на руках понесут Тебя, чтобы Ты не споткнулся о камень".
Иисус ответил ему: - Написано также: "Не искушай Господа, Бога твоего".
Тогда дьявол взял Иисуса на высокую гору. Оттуда он показал Ему все царства мира во всем их блеске.
- Все это я отдам Тебе, - сказал он, - если Ты поклонишься мне!
Иисус ответил: - Прочь от Меня, сатана! Написано: "Поклоняйся Господу Богу твоему и Ему одному служи!"
Тогда дьявол оставил Его, а к Иисусу пришли ангелы и служили Ему.
Когда Иисус услышал о том, что Иоанн заключен в тюрьму, Он возвратился в Галилею.
Покинув Назарет, Он поселился в Капернауме, который расположен у озера в земле племен Завулона и Неффалима.
Так исполнилось пророчество Исайи:
"Земля Завулона и земля Неффалима, на пути к морю за Иорданом, Галилея языческая!
Народ, живущий во тьме, увидел великий свет! У живущих в стране, объятой тенью смерти, засиял свет!"
С этого времени Иисус начал проповедовать: - Покайтесь, потому что Небесное Царство уже близко!
Однажды, проходя вдоль Галилейского озера, Иисус увидел двух братьев: Симона, прозванного Петром, и его брата Андрея. Они были рыбаками и как раз в это время закидывали в озеро сеть.
- Идемте со Мной, - сказал им Иисус, - Я сделаю вас ловцами людей.
Братья сразу же оставили сети и пошли за Иисусом.
Идя дальше, Иисус увидел Иакова, сына Зеведея, и его брата Иоанна. Они были в лодке со своим отцом Зеведеем и чинили сети. Иисус позвал и их.
Они сразу же оставили лодку и отца и пошли за Ним.
Иисус ходил по всей Галилее и учил в синагогах, проповедуя Радостную весть о Царстве и исцеляя людей от всех болезней и недугов.
Слух о Нем распространился по всей Сирии, и к Нему приносили больных самыми различными болезнями, страдающих от сильных болей, одержимых демонами, припадочных, парализованных, и Он их исцелял.
За Иисусом следовали толпы людей из Галилеи, Десятиградия, Иерусалима, Иудеи и областей за Иорданом.
Однажды, когда вокруг Иисуса собралось много людей, Он поднялся на склон горы и сел там. К Нему подошли Его ученики,
и Он начал их учить:
- Счастливы нищие духом: им принадлежит Небесное Царство.
- Счастливы плачущие: они будут утешены.
- Счастливы кроткие: им будет принадлежать весь мир.
- Счастливы те, кто жаждет праведности: они насытятся ею.
- Счастливы милосердные: с ними тоже поступят милосердно.
- Счастливы чистые сердцем: они увидят Бога.
- Счастливы те, кто несет людям примиренме: они будут названы Божьими детьми.
- Счастливы те, кого преследуют за праведность: им принадлежит Небесное Царство.
- Счастливы вы, когда из-за Меня люди будут оскорблять и преследовать вас и говорить о вас всякую ложь.
Радуйтесь и торжествуйте! Вас ждет великая награда на небесах, ведь так же преследовали и пророков, бывших прежде вас.
- Вы - соль земли. Если соль потеряет свой вкус, то что сделает ее соленой? Она уже ни к чему не пригодна, останется лишь выбросить ее под ноги людям.
Вы - свет мира. Город, стоящий на вершине горы, невозможно скрыть.
Зажженный светильник не прячут под сосуд, а ставят повыше, чтобы светил всем в доме.
Пусть же свет ваш светит людям, чтобы они видели ваши добрые дела и славили вашего Небесного Отца.
- Не думайте, что Я пришел отменить закон или сказанное в книгах пророков; Я пришел, чтобы исполнить, а не отменить.
Говорю вам истину: пока небо и земля не исчезнут, ни одна малейшая буква, ни одна черточка не исчезнет из закона - все сбудется.
Кто нарушит даже самую малую заповедь и научит других нарушать ее, тот в Небесном Царстве будет одним из последних, а кто исполнит заповеди и научит этому людей - будет велик в Небесном Царстве.
Говорю вам, что если ваша праведность не превзойдет праведности фарисеев и учителей закона, вы не войдете в Небесное Царство.
- Вы знаете, что людям еще в древности было сказано: "Не убей", - и что каждый убийца должен быть судим.
Я же говорю вам, что человек будет судим, даже если он просто затаил злобу на брата. Кто назовет своего брата ничтожным, тот будет отвечать перед высшим судом, а того, кто обзовет брата своего глупцом, ждет огонь ада.
Поэтому если ты приносишь в дар Богу свою жертву и перед жертвенником вспомнишь, что твой брат обижен на тебя,
то оставь свой дар перед жертвенником и пойди вначале помирись с братом, а потом приходи и приноси жертву.
Старайся помириться со своим врагом до того, как он приведет тебя в суд. Торопись сделать это еще по дороге, иначе тебя передадут судье, судья отдаст тебя под стражу, и тебя заключат в тюрьму.
Говорю тебе, что ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь все, до последнего гроша.
- Вы слышали, что было сказано: "Не нарушай супружеской верности", -
Я же говорю вам, что тот, кто лишь смотрит на женщину с вожделением, уже нарушил супружескую верность в своем сердце.
Если твой правый глаз влечет тебя ко греху, то лучше вырви его и отбрось. Лучше потерять часть тела, чем всему телу быть брошенным в ад.
И если твоя правая рука влечет тебя ко греху, то отсеки ее и брось от себя. Лучше потерять часть тела, чем всему телу быть брошенным в ад.
- Вам было сказано: "Кто разводится с женой, тот должен выдать ей разводное письмо".
Я же говорю вам, что кто разводится с женой не по причине ее измены, тот толкает ее к нарушению супружеской верности, и кто женится на женщине, оставившей своего мужа, тоже нарушает супружескую верность.
- Вы слышали, что еще в древности людям было сказано: "Не нарушайте своей клятвы и выполняйте все, в чем вы поклялись Господу".
Я же говорю вам: не клянитесь вовсе. Не клянитесь ни небом, потому что оно - престол Бога,
ни землей, потому что она - подножье Его, ни Иерусалимом, потому что это город великого Царя.
Не клянись своей головой, потому что сам ты даже одного волоска не можешь сделать белым или черным.
Пусть ваше "да" будет действительно "да" и ваше "нет" - действительно "нет". Все же, что вы к этому добавляете, - от дьявола.
- Вы слышали, что было сказано: "Глаз за глаз и зуб за зуб".
Я же говорю вам: не противьтесь злому. Если кто ударит тебя по правой щеке, подставь ему и левую.
Если кто захочет с тобой судиться, чтобы отнять у тебя рубаху, то отдай ему и верхнюю одежду.
Если кто принудит тебя идти вместе с ним одну версту, иди две.
Когда у тебя просят - давай, и просящим у тебя в долг не отказывай.
- Вы слышали сказанное: "Люби твоих ближних и ненавидь врагов".
Я же говорю вам: любите ваших врагов и молитесь о тех, кто преследует вас,
чтобы вам быть истинными сыновьями вашего Небесного Отца. Он ведь повелевает солнцу светить и злым, и добрым и посылает дождь как на праведных, так и на грешных.
Если вы любите тех, кто любит вас, то какая вам за это награда? Не делают ли то же самое и сборщики податей?
Если вы приветствуете только ваших братьев, то что в этом особенного? Не делают ли этого и язычники?
Поэтому будьте совершенны, как совершенен ваш Небесный Отец.
- Смотрите, не выставляйте свою праведность напоказ. Иначе вы не получите от Небесного Отца никакой награды.
Когда даешь милостыню бедным, то не объявляй об этом всем, как делают лицемеры в синагогах и на улицах для того, чтобы их хвалили. Говорю вам правду: они уже получили свою награду.
Ты же, когда помогаешь бедным, делай это так, чтобы твоя левая рука не знала, что делает правая;
пусть твоя помощь будет тайной. Тогда твой Отец, который видит и то, что делается втайне, вознаградит тебя.
- Когда вы молитесь, то не будьте как лицемеры. Только лицемеры любят молиться, стоя в синагогах и на углах улиц, так чтобы все их видели. Говорю вам: они уже получили свою награду.
Ты же, когда молишься, войди в комнату, закрой за собой дверь и помолись своему невидимому Отцу. Тогда твой Отец, который видит и то, что делается втайне, вознаградит тебя.
Когда вы молитесь, то не говорите лишнего, как это делают язычники, которые думают, что будут услышаны благодаря своему многословию.
Не будьте как они, ведь ваш Отец знает о ваших нуждах еще до того, как вы обращаетесь к Нему с просьбой.
Молитесь так: Отец наш Небесный, пусть прославится Твое имя!
Пусть наступит Твое Царство и исполнится Твоя воля как на небе, так и на земле!
Дай нам сегодня наш насущный хлеб.
Прости нам наши долги, как и мы прощаем нашим должникам.
Не введи нас в искушение, но сохрани нас от зла.
- Потому что, если вы будете прощать людям их проступки, то и ваш Небесный Отец простит вас.
Но если вы не будете прощать людям, то и ваш Отец не простит вам ваших проступков.
- Когда вы поститесь, то не ходите с мрачными лицами, как лицемеры, которые хотят показать своим видом, что постятся. Говорю вам истину: они уже получили свою награду.
Ты же, когда постишься, умойся и приведи в порядок волосы,
чтобы люди и не замечали, что ты постишься. Пусть только ваш невидимый Отец знает об этом, и тогда Он вознаградит тебя, ведь Он видит и то, что делается втайне.
- Не копите себе богатств на земле, где их портят моль и ржавчина и где воры могут обокрасть ваш дом.
Копите лучше сокровища на небесах, где их не испортят ни моль, ни ржавчина и куда не сможет проникнуть никакой вор.
Где твое богатство, там будет и твое сердце.
- Глаз - это светильник всего тела. Если твой глаз чист, то и все тело будет полно света.
Но если глаз у тебя дурной, то все твое тело будет полно тьмы. И если свет, который в тебе, - тьма, то какова же тогда тьма!
- Никто не может служить двум господам. Кто служит двум господам, тот одного будет ненавидеть, а другого любить, одному будет угождать, а другим пренебрегать. Вы не можете одновременно служить и Богу, и богатству.
- Поэтому Я говорю вам: не заботьтесь о том, что вам есть или что пить. Не заботьтесь о том, во что вам одеться. Ведь жизнь важнее пищи и тело важнее одежды!
Посмотрите на птиц: они не сеют, не жнут, не собирают в хранилища, но ваш Небесный Отец кормит их. Разве вы не более ценны, чем птицы?
И кто из вас может своими заботами продлить себе жизнь хоть на час?
И зачем вам заботиться об одежде? Посмотрите, как растут полевые лилии. Они не трудятся и не прядут,
но говорю вам, что даже Соломон во всей своей славе не одевался так, как любая из них.
И если Бог так одевает полевые растения, которые сегодня есть, а завтра будут брошены в огонь, то не оденет ли Он и вас, маловеры?
Поэтому не заботьтесь и не спрашивайте: "Что нам есть?", или: "Что нам пить?", или: "Во что одеться?"
Язычники только об этом и думают, а у вас есть Небесный Отец, который знает, что вам это нужно.
Прежде всего ищите Царства Бога и Его праведности, и все остальное вам тоже будет дано.
Поэтому не заботьтесь о завтрашнем дне, завтрашний день сам позаботится о себе. Для каждого дня достаточно своих тревог.
- Не судите, чтобы и вас не судили.
Так же, как вы судите других, так будут судить и вас, и какой мерой вы мерите, такой будет отмерено и вам.
Что ты смотришь на соринку в глазу твоего брата, когда в своем собственном не замечаешь бревна?
Как ты можешь говорить твоему брату: "Дай я выну соринку из твоего глаза", - когда в твоем глазу бревно?
Лицемер, вынь сначала бревно из собственного глаза, а потом увидишь, как вынуть соринку из глаза брата.
Того, что свято, не давайте псам, и не разбрасывайте своих драгоценностей перед свиньями, чтобы они не растоптали их, а потом, обернувшись, не растерзали и вас.
- Просите - и получите, ищите - и найдете, стучите - и вам откроют.
Каждый, кто просит, получает, и кто ищет, находит, и кто стучит - тому откроют.
Кто из вас даст своему сыну камень, когда тот просит хлеба?
И кто даст сыну змею, когда тот попросит рыбы?
Если вы, какими бы злыми вы ни были, умеете давать своим детям доброе, то тем более Небесный Отец даст доброе тем, кто у Него просит!
Поэтому во всем поступайте с людьми так, как хотите, чтобы они поступали с вами. В этом суть всего, что написано в законе и у пророков!
- Входите через узкие ворота. Путь, ведущий к погибели, широк, ворота просторны, и многие идут по этому пути.
Ворота же и путь, ведущие к жизни, узки, и лишь немногие находят их.
- Берегитесь лжепророков. Они приходят к вам в овечьих шкурах, внутри же они - хищные волки.
Их вы узнаете по их плодам. Собирают ли с терновника виноград или с чертополоха инжир?
Хорошее дерево приносит хороший плод, а гнилое дерево и плод приносит негодный.
На хорошем дереве не бывает плохих плодов, и на плохом дереве не бывает хороших.
Каждое дерево, не приносящее хороших плодов, срубают и бросают в огонь.
Итак, вы узнаете их по плодам.
Не всякий, кто говорит Мне: "Господи, Господи", - войдет в Небесное Царство, но лишь тот, кто исполняет волю Моего Небесного Отца.
Многие будут говорить Мне в тот день: "Господи, Господи, да разве мы не пророчествовали от Твоего имени, разве не изгоняли Твоим именем демонов и не совершали многих чудес?"
Но Я отвечу им: "Я никогда не знал вас, прочь от Меня, беззаконники!"
- Того, кто слушает эти Мои слова и исполняет их, можно сравнить с мудрым человеком, построившим свой дом на камне.
Пошел дождь, разлились реки, подули ветры и обрушились на этот дом, но он устоял, потому что был построен на камне.
Человека же, слушающего Меня, но не поступающего по Моим словам, можно сравнить с глупцом, построившим свой дом на песке.
Пошел дождь, разлились реки, подули ветры и обрушились на этот дом, и он рухнул, и падение его было ужасным.
Когда Иисус кончил говорить, народ был в изумлении от Его учения,
потому что Он учил их как имеющий власть, а не как обычные учителя закона.
Когда Иисус спустился с горы, за Ним последовало множество людей.
Тут к Нему подошел человек, больной проказой, стал перед Ним на колени и сказал: - Господи, если Ты захочешь, то сможешь меня очистить.
Иисус протянул руку и прикоснулся к прокаженному. - Хочу, - сказал Он, - очистись! В тот же миг человек исцелился от проказы.
Тогда Иисус сказал ему: - Никому не говори об этом, но пойди, покажись священнику и принеси жертву, как велел Моисей. Это будет твоим свидетельством для других.
Когда Иисус пришел в Капернаум, к Нему подошел римский сотник и попросил о помощи.
- Господин, - сказал он, - мой слуга лежит дома парализованный и ужасно мучается.
Иисус ответил ему: - Хорошо, Я приду и исцелю его.
Но сотник сказал: - Господин, я не достоин, чтобы Ты вошел в мой дом. Скажи только слово, и мой слуга выздоровеет.
Я, например, подчиняюсь приказам, и у меня в подчинении тоже есть воины. Я говорю одному: "Марш!", - и он идет, другому: "Ко мне!", - и тот приходит. Когда я говорю моему слуге: "Сделай это", - он делает.
Услышав это, Иисус удивился и сказал тем, кто шел за Ним: - Верно вам говорю, такой сильной веры Я не встречал даже у иудеев!
Говорю вам, что многие придут с востока и запада и будут пировать в Небесном Царстве вместе с Авраамом, Исааком и Иаковом.
А те, которые родились подданными этого Царства, будут выброшены вон, во тьму, где будет плач и скрежет зубов.
И Он сказал центуриону: - Иди! Все будет по твоей вере. И в тот же час больной слуга выздоровел.
Придя в дом Петра, Иисус увидел, что петрова теща лежит в горячке.
Он прикоснулся к ее руке, и жар оставил ее, она встала и начала накрывать для Него на стол.
А когда наступил вечер, к Иисусу привели много людей, одержимых демонами. Он изгнал духов словом и исцелил всех больных.
Это было исполнением слов пророка Исайи: "Он взял на себя наши немощи и понес наши болезни".
Когда Иисус увидел, что вокруг Него собралась большая толпа, Он велел ученикам переправиться на другую сторону озера.
Тут к Нему подошел один из учителей закона и сказал: - Учитель, куда бы Ты ни пошел, я пойду за Тобой.
Иисус ответил: - У лисиц есть норы, и у птиц - гнезда, а Сыну Человеческому негде и голову приклонить.
A один из Его учеников сказал: - Господи, позволь мне сначала пойти и похоронить отца.
Но Иисус ответил ему: - Иди за Мной, пусть мертвые сами хоронят своих мертвецов.
Иисус вошел в лодку, и ученики сели вместе с Ним.
Когда они отплыли, начался такой шторм, что волны перекатывались через борта лодки. A Иисус в это время спал.
Ученики разбудили Его: - Господи, спаси нас! Мы тонем!
Иисус ответил: - Маловеры, ну что вы испугались? Он встал, запретил ветру и волнам, и наступил полный штиль.
Ученики недоуменно спрашивали: - Кто же Он? Даже ветер и волны повинуются Ему!
Когда Иисус прибыл на другую сторону озера, в Гадаринскую землю, навстречу Ему из могильных пещер вышли два человека, одержимые демонами. Они были такие буйные, что никто не решался проходить той дорогой.
- Что Ты от нас хочешь, Божий Сын? - закричали они. - Ты пришел мучить нас еще до назначенного срока?
Поодаль паслось большое стадо свиней.
Демоны попросили Иисуса: - Если Ты нас выгонишь, то пошли нас в это стадо свиней.
Иисус сказал им: - Идите! Выйдя из людей, демоны вошли в животных. Все стадо бросилось с обрыва в воду, и свиньи погибли.
А пастухи побежали в город и все рассказали, включая и то, что произошло с одержимыми.
Тогда все жители города вышли навстречу Иисусу, и увидев Его, попросили Его покинуть их местность.
Иисус вошел в лодку, переправился на другую сторону озера и вернулся в город, где Он жил.
Несколько человек принесли к Нему больного, лежащего на циновке. Когда Иисус увидел их веру, Он сказал парализованному: - Не бойся, Мой сын! Твои грехи прощены!
Тогда некоторые из учителей закона подумали про себя: - Да Он же богохульствует!
Зная, о чем они думают, Иисус сказал: - Откуда у вас такие злые мысли?
Что легче сказать: "Прощаются тебе твои грехи" или: "Встань и ходи"?
Так знайте, что Сын Человеческий имеет на земле власть прощать грехи... И Он обратился к парализованному: - Вставай, бери свою постель и иди домой.
Человек встал и пошел домой.
Видевшие это исполнились благоговейного ужаса и стали славить Бога, давшего людям такую власть.
Когда Иисус шел оттуда, Он увидел человека по имени Матфей, сидевшего там, где собирались пошлины. - Пойдем со Мной, - сказал ему Иисус. Матфей встал и пошел за Ним.
Позже, когда Иисус обедал в доме у Матфея, там собралось много сборщиков пошлин и других грешников. Они ели с Иисусом и Его учениками.
Когда фарисеи увидели это, они стали спрашивать учеников Иисуса: - Почему ваш Учитель ест и пьет со сборщиками пошлин и грешниками?
Когда Иисус услышал это, Он сказал: - Не здоровым нужен врач, а больным.
Попытайтесь вначале понять, что значат слова: "Милости хочу, а не жертвы". Я пришел призвать не праведников, а грешников!
Затем пришли ученики Иоанна и спросили: - Почему мы и фарисеи постимся, а Твои ученики нет?
Иисус ответил: - Неужели друзьям жениха печалиться, когда с ними жених? Придет время, когда заберут у них жениха, тогда и будут поститься.
Никто не пришивает к старой одежде заплату из новой ткани: она, когда сядет, разорвет дыру еще больше.
Никто не наливает молодое вино в старые бурдюки. Если так сделать, то бурдюки разорвутся: и вино вытечет, и бурдюки пропадут. Нет, молодое вино наливают в новые бурдюки, тогда и то и другое будет цело.
Когда Иисус еще говорил, к Нему подошел один начальник. Он упал перед Иисусом на колени и сказал: - Моя дочь только что умерла, но Ты приди, положи на нее руку, и она оживет.
Иисус встал и пошел с ним. Ученики тоже пошли за ними.
В это время к Иисусу сзади подошла женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, и прикоснулась к краю Его одежды.
Она думала про себя: "Если я только прикоснусь к Его одежде, то исцелюсь".
Иисус обернулся и увидел ее. - Не бойся, Моя дочь, - сказал Он, - твоя вера тебя исцелила. И женщина в тот же момент выздоровела.
Когда Иисус вошел в дом начальника и увидел флейтистов и шумящую толпу,
Он сказал: - Выйдите, девочка не умерла, а спит. Но они лишь посмеялись над Ним.
Когда людей все-таки удалили, Иисус вошел, взял девочку за руку, и она встала.
Слух об этом распространился по всей округе.
Когда Иисус вышел оттуда, за Ним пошли двое слепых, крича: - Помилуй нас, Сын Давида!
Когда Он вошел в дом, слепые подошли к Нему, и Он спросил их: - Вы верите, что Я могу это сделать? - Да, Господи, - ответили те.
Тогда Иисус прикоснулся к их глазам и сказал: - Пусть же с вами будет по вашей вере.
И они тотчас прозрели. Иисус же строго наказал им: - Смотрите, чтобы никто не узнал об этом.
Но они пошли и рассказали о Нем повсюду в той местности.
Не успели еще они выйти, как к Иисусу привели человека, одержимого демоном и немого.
Когда демон был изгнан, немой начал говорить. Люди удивлялись: - Ничего подобного еще не бывало в Израиле.
Фарисеи же говорили: - Он изгоняет демонов силой повелителя демонов.
Иисус проходил по всем городам и деревням, учил в синагогах, проповедовал Радостную весть о Царстве и исцелял людей от всех болезней и немощей.
Увидев толпы народа, Он пожалел их, потому что эти люди были измучены и беспомощны, как овцы без пастуха.
Он говорил своим ученикам: - Жатва большая, а работников мало.
Просите хозяина жатвы, чтобы выслал работников на свои поля.
Созвав двенадцать своих учеников, Иисус дал им власть изгонять нечистых духов и исцелять все болезни и недуги.
Вот имена двенадцати апостолов: Симон, прозванный Петром, и его брат Андрей, Иаков, сын Зеведея и его брат Иоанн,
Филипп и Варфоломей, Фома и сборщик податей Матфей, Иаков, сын Алфея, и Фаддей,
Симон Кананит и Иуда Искариот, который впоследствии и предал Иисуса.
Этим двенадцати Иисус дал такие повеления: - Не ходите к язычникам и не заходите ни в какой из самаритянских городов.
Идите прежде всего к погибшим овцам Израиля.
Идите и проповедуйте: "Царство Небесное уже близко!"
Исцеляйте больных, воскрешайте мертвых, очищайте прокаженных, изгоняйте демонов. Вы получили даром, даром и давайте.
Не берите с собой в поясах ни золота, ни серебра, ни меди.
Не берите в дорогу ни сумки, ни лишней одежды, ни сандалий, ни посоха, потому что трудящийся достоин пропитания.
В какой бы город или деревню вы ни зашли, найдите там достойного человека и остановитесь у него, пока не отправитесь дальше.
Когда входите в дом, приветствуйте тех, кто в нем.
Если дом окажется достоин, то пусть мир, которого вы пожелаете ему, обитает в нем, если же нет, то пусть ваш мир вернется к вам.
A если кто вас не примет и не захочет слушать ваших слов, то стряхните пыль с ваших ног, уходя из этого дома или города.
Говорю вам истину: Содому и Гоморре будет легче в день суда, чем этому городу.
- Я посылаю вас, как овец в волчью стаю. Поэтому будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби.
Остерегайтесь людей, они будут отдавать вас под суд и избивать вас в своих синагогах.
Из-за Меня вас поведут к правителям и царям, и вы будете свидетельствовать им и язычникам.
Когда же вас приведут на суд, не беспокойтесь о том, что и как говорить. В тот час вам будет дано, что сказать,
и уже не вы будете говорить, а Дух вашего Отца будет говорить в вас.
Брат будет предавать на смерть брата, а отец - своего ребенка, дети будут восставать против родителей и предавать их смерти.
Все вас будут ненавидеть из-за Меня, но тот, кто выдержит все до конца, будет спасен.
Когда вас будут преследовать в одном городе, бегите в другой. Говорю вам правду: вы не успеете обойти всех израильских городов, как придет Сын Человеческий.
Ученик не выше своего учителя, и слуга не выше господина.
Для ученика достаточно и того, если он станет как его учитель, а для слуги - если он станет как его господин. Если хозяина дома назвали Вельзевулом, то его домашних тем более обзовут.
- Поэтому не бойтесь их. Нет ничего тайного, что не стало бы явным, и нет ничего скрытого, что со временем не раскрылось бы.
Что Я говорю вам во тьме, говорите при свете дня, и что вам сказано шепотом, провозглашайте с крыш!
Не бойтесь тех, кто способен убить. Ведь они могут убить только тело, а погубить душу они не могут. Лучше бойтесь того, кто может погубить в аду и душу, и тело.
Разве не за грош продают пару воробьев? Однако ни один из них не упадет на землю без воли вашего Отца.
У вас же даже волосы на голове все сосчитаны!
Поэтому не бойтесь - вы дороже множества воробьев.
- Того, кто признает Меня перед людьми, и Я признаю перед Моим Небесным Отцом.
Кто же откажется от Меня перед людьми, от того и Я откажусь перед Моим Небесным Отцом.
- Не думайте, что Я пришел принести на землю мир. Я пришел, чтобы принести не мир, а меч.
Я пришел "разделить сына с отцом, дочь с матерью, невестку со свекровью.
И домашние человека станут его врагами".
Кто любит своего отца или мать больше, чем Меня, тот недостоин Меня, и кто любит сына или дочь больше, чем Меня, тот недостоин Меня,
и кто не берет свой крест и не следует за Мной, тот недостоин Меня.
Кто сбережет жизнь, тот потеряет ее, и кто потеряет жизнь ради Меня, тот обретет ее вновь.
- Кто принимает вас, принимает Меня, и кто принимает Меня, принимает пославшего Меня.
Кто примет пророка потому, что он пророк, тот получит и награду пророка, и кто примет праведника потому, что он праведник, получит и награду праведника.
И если кто-либо даст одному из этих меньших чашку холодной воды, потому что он Мой ученик, говорю вам правду: этот человек не потеряет своей награды.
Закончив давать наставления своим двенадцати ученикам, Иисус пошел учить и проповедовать в городах Галилеи.
Когда Иоанн, находясь в тюрьме, услышал о том, что делает Христос, он послал своих учеников
спросить Его: - Ты ли тот, кто должен прийти, или нам ждать кого-то другого?
Иисус им ответил: - Пойдите и расскажите Иоанну все, что вы слышите и видите:
слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные исцеляются, глухие слышат, мертвые воскресают, и бедным проповедуется Радостная весть.
Счастлив тот, кто не ошибется во Мне.
Когда ученики Иоанна ушли, Иисус начал говорить людям об Иоанне: - Что вы ходили смотреть в пустыню? Тростник, колеблемый ветром?
Нет! Кого же вы ожидали увидеть? Человека, одетого в роскошные одежды? Нет, те кто одеваются в роскошные одежды, находятся в царских дворцах.
Кого же вы тогда хотели увидеть? Пророка? Да, говорю вам: даже больше, чем пророка.
Это о нем написано: "Я пошлю вестника Моего перед Тобой, и он приготовит Тебе путь!"
Говорю вам истину: среди рожденных на земле еще не было человека более великого, чем Иоанн Креститель, но наименьший в Небесном Царстве - больше его.
Со времени появления Иоанна Крестителя и доныне Царство Божье силой прокладывает себе путь, и сильные люди пытаются овладеть им.
Ведь еще до Иоанна о Царстве пророчествовали все пророки и закон,
и если вы хотите принять, он - Илия, который должен прийти.
У кого есть уши, пусть слышит.
- С кем Мне сравнить людей этого поколения? Они как капризные дети, которые сидят на площади и кричат друг другу:
"Мы играли вам на флейте, а вы не плясали, мы пели вам печальные песни, а вы не плакали".
Ведь пришел Иоанн, не ест и не пьет, и они говорят: "В нем демон".
Пришел Сын Человеческий, ест и пьет, и они говорят: "Обжора и пьяница, друг сборщиков пошлин и грешников". Но мудрость оправдывается ее делами.
Затем Иисус начал укорять города, в которых Он совершил больше всего чудес, но которые так и не раскаялись.
- Горе тебе, Хоразин! Горе тебе, Вифсаида! Если бы те знамения и чудеса, которые были совершены в вас, произошли в Тире и Сидоне, то их жители давно бы раскаялись, одевшись в лохмотья и посыпав себя пеплом.
Я говорю вам, что в день суда Тиру и Сидону будет легче, чем вам.
A ты, Капернаум, думаешь, что тебя вознесут до небес? Нет, ты будешь брошен в ад, потому что если бы в Содоме были совершены такие чудеса, какие были совершены в тебе, то он существовал бы и до сего дня.
Но говорю вам, что в день суда Содому будет легче, чем тебе.
Иисус продолжал: - Я славлю Тебя, Отец, Господь неба и земли, за то, что Ты, утаив от мудрецов и ученых, открыл это младенцам.
Да, Отец, ведь именно в этом была Твоя воля!
- Отец вверил Мне все. Никто не знает Сына, кроме Отца, и никто не знает Отца, кроме Сына и тех, кому Сын захочет открыть.
- Придите ко Мне все усталые и обремененные, и Я успокою вас.
Возьмите Мое ярмо на себя и научитесь от Меня, потому что Я кроток и мягок сердцем, и вы найдете покой вашим душам.
Ведь Мое ярмо не тяжело, и Моя ноша легка.
В то время, Иисус проходил в субботу через засеянные поля. Его ученики были голодны и поэтому начали срывать колосья и есть зерна.
Когда это увидели фарисеи, они сказали Иисусу: - Смотри! Твои ученики делают то, чего не положено делать в субботу.
Иисус ответил им: - Разве вы не читали, что сделал Давид, когда он и его спутники проголодались?
Они вошли в дом Божий и ели освященный хлеб, который разрешалось есть только священникам.
Или вы не читали в законе, что в субботу священники трудятся в храме, нарушая святость этого дня, и при этом на них нет вины?
Говорю вам, что здесь присутствует тот, кто больше храма.
Если бы вы знали, что значит: "Милости хочу, а не жертвы", то не обвиняли бы невиновных.
Ведь Сын Человеческий - властелин над субботой!
Перейдя оттуда в другое место, Иисус зашел в синагогу.
Там был человек с иссохшей рукой. Фарисеи искали повода обвинить Иисуса и поэтому спросили Его: - Позволяет ли закон исцелять в субботу?
Иисус ответил им так: - Если у кого-то из вас есть одна-единственная овца и в субботу она упадет в яму, то разве он не вытащит ее оттуда?
A ведь насколько человек ценнее овцы! Стало быть, в субботу позволяется делать добро.
После этого Он сказал больному: - Протяни руку! - Тот протянул, и его рука стала совершенно здоровой, как и другая.
Фарисеи же, выйдя, стали строить планы, как им убить Иисуса.
Узнав об этом, Иисус ушел из тех мест. За Ним последовало много людей, и Он исцелил их всех.
При этом Он запрещал им рассказывать, кто Он.
Так исполнялись слова, сказанные через пророка Исайю:
"Вот Мой избранный слуга! Тот, кого Я люблю и к кому расположено Мое сердце! Я дам Ему Дух Мой, и Он возвестит народам правосудие!
Он не будет ни спорить, ни кричать; никто не услышит Его голоса на улицах.
Он тростника надломленного не переломит и тлеющего фитиля не погасит, пока не даст восторжествовать правосудию.
На Него будут надеяться народы!"
Привели к Иисусу человека, одержимого демонами, который был к тому же слепым и немым. Иисус исцелил его, и он стал и говорить, и видеть.
Люди удивлялись и спрашивали друг друга: - Может, это и есть Сын Давида?
Когда же фарисеи услышали это, они сказали: - Он изгоняет демонов не иначе как силой Вельзевула, повелителя демонов.
Зная, о чем они думают, Иисус сказал им: - Любое царство, разделившееся на враждующие части, приходит в запустение, и никакой город или дом, разделенный враждой, не устоит.
Если сатана изгоняет сатану, значит, он сам воюет против себя. Как тогда может устоять его царство?
Если Я изгоняю демонов силой Вельзевула, то ваши последователи чьей силой их изгоняют? Так что они будут вам судьями.
Но если Я изгоняю демонов Духом Бога, то тогда Божье Царство действительно пришло к вам.
Как можно ограбить дом сильного человека, если вначале не связать его?
Кто не со Мной, тот против Меня, и кто не собирает со Мной, тот растрачивает.
Поэтому говорю вам: любой грех и любое кощунство будет прощено людям, но кощунство на Духа прощено не будет.
Кто скажет что-либо против Сына Человеческого, тому это простится, но кто говорит против Святого Духа, тот не будет прощен ни в этом веке, ни в будущем.
Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим, или признайте дерево плохим и плод его плохим, ведь дерево познается по плодам.
Вы, змеиное отродье, как вы можете говорить доброе, если вы злы? Ведь что у человека на сердце, то и на языке.
Добрый человек выносит из сокровищницы сердца скрытое в нем добро, а злой человек - скрытое в нем зло.
Но говорю вам, что в день суда люди дадут отчет за каждое пустое слово, которое они сказали.
Ваши собственные слова послужат вам оправданием или осуждением!
Тогда фарисеи и учителя закона стали просить Иисуса: - Учитель, мы хотим, чтобы Ты показал нам какое-нибудь знамение.
Иисус ответил: - Злое и развратное поколение! Вы только и ждете знамений. Ни одного знамения вы не увидите, кроме знамения пророка Ионы.
Как Иона был три дня и три ночи в утробе огромной рыбы, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.
Жители Ниневии предстанут на суд с людьми этого поколения и осудят их, потому что они покаялись от проповеди Ионы, а сейчас с вами тот, кто больше Ионы.
Царица Юга тоже будет призвана на суд с этим поколением и осудит его, потому что она шла от края земли, чтобы послушать мудрости Соломона, сейчас же с вами тот, кто больше Соломона.
- Когда нечистый дух выходит из человека, он скитается по безводным местам, ища покоя, и не находит его.
Тогда он говорит: "Пойду и возвращусь домой, туда, откуда я вышел". И когда он возвращается, то находит дом незанятым, чисто выметенным и убранным.
Тогда он идет, берет с собой семь других духов, еще более злых, чем он сам, и они поселяются там. И состояние этого человека становится хуже, чем оно было раньше. Так будет и с этим нечестивым поколением.
Иисус еще говорил с народом, когда к дому подошли Его мать и братья. Они стояли снаружи, желая поговорить с Ним.
Иисусу передали: - Твоя мать и братья стоят снаружи, они хотят поговорить с Тобой.
Иисус ответил: - Кто Мне мать и кто Мне братья? -
И, показав рукой на своих учеников, сказал: - Вот Моя мать и Мои братья.
Кто исполняет волю Моего Небесного Отца, тот Мне брат, и сестра, и мать.
В тот же день Иисус, выйдя из дома, сидел у озера.
К Нему собралось столько людей, что Он вынужден был перейти в лодку, а весь народ стоял на берегу.
И Он о многом говорил им в притчах. - Сеятель вышел сеять, - говорил Иисус.
- Когда он разбрасывал семена, некоторые из них упали у дороги, и их склевали птицы.
Другие упали в каменистые места, где было мало плодородной почвы. Эти семена быстро проросли, потому что почва была неглубокой.
Но когда взошло солнце, оно опалило ростки, и те засохли, так как у них не было сильных корней.
Другие семена попали в терновник, который разросся так, что заглушил ростки.
Остальные же семена упали на хорошую почву и принесли плод, одно во сто, другое в шестьдесят, третье в тридцать раз больше того, что было посеяно.
У кого есть уши, пусть слышит.
Ученики же спросили Иисуса: - Почему Ты говоришь с людьми притчами?
Иисус ответил: - Вам дано узнать тайны Небесного Царства, а им не дано.
Тому, кто имеет, будет еще дано, и у него будет в изобилии; а у кого ничего нет, будет отнято и то, что у него есть.
Я говорю им притчами потому, что "они смотрят, но не видят, слушают, но не слышат и не понимают".
В них исполняется пророчество Исайи: "Вы будете слышать, но не поймете, будете смотреть, но не увидите.
Сердца этих людей огрубели, они почти не слышат, они закрыли глаза. Иначе они увидели бы и услышали, и поняли сердцами и обратились бы, и Я исцелил бы их!"
Счастливы вы, что ваши глаза видят и ваши уши слышат.
Говорю вам правду: много пророков и праведников жаждали увидеть то, что вы видите, но не увидели, желали услышать то, что вы слышите, но не услышали.
Так послушайте, что значит притча о сеятеле:
к каждому, кто слышит весть о Царстве и не понимает ее, приходит дьявол и крадет то, что было посеяно в сердце. Это - семя, упавшее при дороге.
Семя, упавшее на каменистую почву, - это о человеке, который слышит слово и сразу же с радостью принимает его,
но эти семена не пускают корней, и такой человек непостоянен. Как только наступят преследования и гонения за слово, он теряет веру.
Семя, упавшее в терновник, - это о человеке, который слышит слово, но жизненные заботы и соблазн богатства заглушают его, и семя остается бесплодным.
Семя же, упавшее на хорошую почву, - это о человеке, который слышит слово и понимает его. Такой человек приносит плод, кто во сто, кто в шестьдесят, кто в тридцать раз больше посеянного.
Рассказал им Иисус и другую притчу: - Небесное Царство можно сравнить с человеком, засеявшим свое поле хорошими семенами.
И вот, когда все спали, пришел его враг, посеял среди пшеницы сорняки и ушел.
Когда пшеница взошла и появились колосья, то стали заметны и сорняки.
Работники пришли к хозяину и говорят: "Господин, ты же сеял на поле хорошие семена, откуда же появились сорняки?"
"Это сделал враг", - ответил хозяин. Тогда слуги спрашивают: "Может, нам пойти и выполоть их?"
"Нет, - ответил хозяин, - когда вы будете вырывать сорняки, вы можете нечаянно выдернуть и пшеницу.
Пусть и то и другое растет до жатвы. А во время жатвы я велю жнецам собрать вначале сорняки, связать их в пучки и сжечь, а затем собрать пшеницу в мое хранилище".
Рассказал Он им и еще одну притчу: - Небесное Царство можно сравнить с горчичным зерном, которое посадили в поле.
Хотя горчичное зерно и меньше всех других зерен, но когда оно вырастает, то становится больше всех растений в саду и превращается в настоящее дерево, так что даже птицы прилетают и вьют гнезда в его ветвях.
И еще одну притчу рассказал им Иисус: - Небесное Царство можно сравнить с закваской, на которой женщина замесила целых три меры муки; благодаря закваске все тесто вскисло и поднялось.
Все это Иисус говорил народу в притчах и ничего не объяснял без иносказаний,
чтобы исполнилось сказанное через пророка: "Я буду говорить притчами, расскажу то, что было скрыто от создания мира".
Потом Иисус отпустил народ и вошел в дом. Его ученики подошли к Нему и попросили: - Объясни нам притчу о сорняках в поле.
Иисус в ответ сказал: - Сеющий хорошие семена - это Сын Человеческий.
Поле - это мир, а хорошие семена - это те, кто принадлежит к Царству. Сорняки - это те, кто принадлежит дьяволу.
Враг, посеявший их, - это дьявол. Жатва - это конец мира, и жнецы - это ангелы.
Как сорняки вырывают и сжигают в огне, так будет и в конце мира.
Сын Человеческий пошлет своих ангелов, и они удалят из Его Царства все, что ведет ко греху, и всех, делающих злое.
Их бросят в огненную печь, где будет плач и скрежет зубов.
А праведники тогда будут сиять, как солнце в Царстве их Отца. У кого есть уши, пусть слышат.
- Небесное Царство можно сравнить со спрятанным в поле кладом. Когда человек находит клад, он прячет его и радостный идет и продает все, что имеет, для того, чтобы купить это поле.
- Еще Небесное Царство подобно купцу, который ищет прекрасный жемчуг.
Найдя драгоценную жемчужину, он продает все, что имеет, ради того, чтобы купить ее одну.
- Еще Небесное Царство подобно сети, опущенной в озеро, в которую попало много разной рыбы.
Когда сеть наполнилась, рыбаки вытащили ее на берег. Потом они сели и отобрали хорошую рыбу в корзины, а плохую выбросили.
Так будет и в конце мира. Придут ангелы, заберут злых из среды праведных
и бросят их в пылающую печь, где будет плач и скрежет зубов.
- Вы поняли все это? - спросил Иисус. - Да, - ответили ученики.
Тогда Иисус сказал им: - Так вот, каждый учитель закона, усвоивший весть о Небесном Царстве, похож на хозяина дома, который выносит из своих кладовых и новое, и старое.
Когда Иисус кончил рассказывать эти притчи, Он ушел оттуда
и, придя в свой родной город, начал учить людей в синагоге, так что они удивлялись: - Откуда у этого человека такая мудрость и такая сила?
Разве Он не сын плотника? Не Марией ли зовут Его мать, и разве Он не брат Иакова, Иосифа, Симона и Иуды?
Разве не у нас живут все Его сестры? Откуда же у Него все это?
И они сильно сомневались в Нем. Иисус же сказал им: - Пророка уважают везде, только не в его городе и не в его доме.
И Он не совершил там многих чудес, потому что у людей не было веры.
В то время об Иисусе услышал и тетрарх Ирод.
Он говорил своим прибли женным: - Это Иоанн Креститель. Он воскрес из мертвых, и поэтому в Нем такая чудодейственная сила.
В свое время Ирод арестовал Иоанна, связал его и бросил в тюрьму из-за Иродиады, жены своего брата Филиппа,
потому что Иоанн упрекал Ирода и говорил ему: "Нельзя тебе жить с ней".
Ирод хотел убить Иоанна, но боялся народа, так как все считали Иоанна пророком.
И вот, когда Ирод праздновал свой день рождения, дочь Иродиады танцевала перед гостями и так понравилась Ироду,
что он клятвенно обещал дать ей все, чего бы она ни попросила.
Подговоренная своей матерью, девушка сказала: - Подай мне сюда, на блюде, голову Иоанна Крестителя.
Царя это сильно опечалило, но, так как он поклялся перед всеми гостями, то велел исполнить ее желание.
По его приказу Иоанну отрубили в тюрьме голову,
принесли ее на блюде и отдали девушке, а та отнесла ее матери.
Ученики Иоанна, забрав тело, похоронили его, а затем пошли и рассказали обо всем Иисусу.
Услышав о судьбе Иоанна, Иисус переправился на лодке в пустынное место, чтобы побыть одному. Но люди из окрестных городов узнали, куда Он отправился, и пошли туда пешком.
Когда лодка Иисуса пристала к берегу, там Его уже ожидало множество людей. Ему стало их жаль, и Он стал исцелять больных, которые были среди них.
Наступил вечер. Ученики Иисуса сказали: - Это отдаленное место, уже поздно, отпусти людей, чтобы они успели дойти до ближайших деревень и купить себе еды.
Иисус ответил: - Им не нужно уходить отсюда. Вы дайте им есть.
- Но у нас только пять хлебов и две рыбы, - ответили ученики.
- Принесите все это ко Мне, - сказал Иисус.
Он велел народу расположиться на траве, взял эти пять хлебов и две рыбы и, обратив глаза к небу, поблагодарил Бога. Затем Он стал разламывать хлеб и давать ученикам, а те - народу.
Все, кто там был, ели и наелись, и собрали еще двенадцать полных корзин остатков!
Всего же ели пять тысяч мужчин, не считая женщин и детей.
Сразу после этого Иисус велел своим ученикам сесть в лодку и переправиться на другую сторону озера, а сам Он оставался, пока не отпустил народ.
А когда народ разошелся, Иисус один поднялся на склон горы, чтобы помолиться. Наступил вечер, и Иисус оставался на горе.
Тем временем ученики в лодке отплыли уже далеко от берега. Лодку били волны, так как дул встречный ветер.
Уже перед рассветом, Иисус пришел к ученикам по поверхности озера.
Когда ученики увидели, что кто-то идет по воде, то очень испугались. - Это привидение! - решили они и от страха закричали.
Иисус сразу же сказал им: - Успокойтесь, не бойтесь, это Я.
- Господи, если это Ты, - сказал тогда Петр, - то разреши мне прийти к Тебе по воде.
- Иди, - сказал Иисус. Петр вышел из лодки и пошел по воде к Иисусу.
Но увидя, как сильно дует ветер, он испугался и, начав тонуть, закричал: - Господи, спаси меня!
Иисус тотчас протянул руку и поддержал его. - Маловерный, - сказал Он, - зачем же ты стал сомневаться?
Когда они вошли в лодку, ветер утих.
Все, кто был в лодке, поклонились Иисусу. - Ты действительно Божий Сын, - сказали они.
Переправившись на другую сторону озера, они сошли на берег в Геннисарете.
Местные жители сразу же узнали Иисуса и разнесли весть о Его приходе по всей округе. К Иисусу принесли всех больных
и попросили Его позволить больным прикоснуться хотя бы к краю Его одежды. И все, кто прикасался, исцелялись.
Затем пришли к Иисусу из Иерусалима фарисеи и учителя закона и сказали:
- Почему Твои ученики нарушают обычай наших предков? Они не моют рук перед едой!
Иисус ответил: - A почему вы ради соблюдения своего обычая нарушаете Божью заповедь?
Ведь Бог сказал: "Почитай отца и мать", и: "Кто злословит отца или мать, тот должен быть предан смерти".
Вы же говорите, что если кто-то скажет своим родителям: "То, что я мог бы отдать вам, я пожертвовал Богу", -
то ему уже не обязательно помогать отцу и матери. Тем самым вы ради своего обычая отменяете Божью заповедь.
Лицемеры! Прав был Исайя, когда пророчествовал о вас:
"Этот народ чтит Меня на словах, на самом же деле их сердца далеки от Меня.
Они поклоняются Мне впустую, потому что их учение состоит из человеческих предписаний".
Он подозвал к себе народ и сказал: - Выслушайте и постарайтесь понять.
Не то, что входит в человека через рот, делает его нечистым; нечистым делает его то, что исходит из его уст.
Позже ученики сказали Иисусу: - Ты знаешь, что Твои слова обидели фарисеев?
Иисус ответил: - Каждое растение, которое посадил не Мой Отец, будет вырвано с корнем.
Оставьте их, они слепые поводыри слепых. А если слепой поведет слепого, то оба упадут в яму.
Петр же попросил: - Объясни нам эту притчу.
- Неужели и вы до сих пор такие непонятливые? - сказал Иисус.
- Неужели вы не понимаете, что все, что входит в человека через рот, проходит затем через желудок и извергается в отхожее место?
Но то, что исходит из уст, исходит из сердца, это и делает человека нечистым.
Ведь в сердце зарождаются злые мысли, убийства, супружеская неверность, разврат, воровство, лжесвидтеельство, клевета.
Именно это оскверняет человека, а не то, что он не вымоет рук перед едой.
Покинув это место, Иисус отправился в окрестности Тира и Сидона.
Там к Нему с плачем подбежала местная женщина-хананеянка, крича: - Господи, Сын Давида, сжалься надо мной! Моя дочь одержима демоном и ужасно мучается!
Иисус не отвечал ей ни слова. Тогда Его ученики стали говорить: - Отошли ее, а то она идет за нами и кричит.
Иисус сказал женщине: - Я послан только к потерянным овцам Израиля.
Женщина подошла и упала перед Ним на колени: - Господи, помоги мне!
Иисус ответил: - Нехорошо будет забрать хлеб у детей и бросить псам.
- Да, Господи, - ответила женщина, - но и псы едят крохи, которые падают со стола хозяев.
Тогда Иисус сказал ей: - Женщина, у тебя великая вера! Пусть будет так, как ты хочешь. И в тот же час ее дочь исцелилась.
Иисус ушел оттуда и пошел вдоль Галилейского озера. В одном месте Он поднялся на склон горы и сел там.
К Нему пришло множество людей, среди которых были хромые, слепые, немые, калеки и многие другие больные. Этих несчастных клали к ногам Иисуса, и Он исцелял их.
Люди удивлялись и славили Бога Израиля, когда видели немых говорящими, калек здоровыми, хромых ходящими и слепых зрячими.
Иисус созвал своих учеников и сказал: - Мне жалко этих людей, они со Мной вот уже три дня, и у них не осталось еды. Я не хочу отпускать их голодными, ведь от голода они могут ослабеть и упасть в дороге.
Ученики ответили: - Где же мы возьмем здесь, в таком отдаленном месте, столько хлеба, чтобы хватило на все это множество людей?
- Сколько у вас есть хлеба? - спросил Иисус. - Семь хлебов и несколько рыбок, - ответили они.
Иисус велел людям сесть на землю.
Затем Он взял семь хлебов и рыбу, поблагодарил за них Бога и стал разламывать на куски, передавая ученикам, а те, в свою очередь, - народу.
Все ели и наелись досыта. Потом ученики собрали еще семь корзин остатков!
Всего ело четыре тысячи одних только мужчин, не считая женщин и детей.
Отпустив народ, Иисус сел в лодку и отправился в окрестности Магдалы.
Там Иисуса обступили фарисеи и саддукеи, которые, желая испытать Его, просили, чтобы Он показал им знамение с неба.
Иисус ответил: - Вечером, глядя на небо, вы говорите: "Будет хорошая погода, потому, что небо пламенеет",
а утром вы говорите: "Будет буря, потому что небо багровое". Вы умеете определять погоду по приметам на небе, а истолковать приметы времени не можете.
Грешные и развратные люди ждут знамения, но им не будет показано никакого знамения, кроме знамения Ионы. Сказав это, Иисус оставил их и ушел.
Переправляясь на другую сторону озера, ученики забыли взять хлеба.
Иисус же сказал им: - Берегитесь закваски фарисейской и саддукейской.
Ученики думали, что Он говорит это потому, что они забыли взять с собой хлеба.
Иисус знал, о чем они думают, и сказал: - Маловеры, вы тревожитесь о том, что забыли взять хлеб?
Неужели вы еще не поняли? Разве вы не помните, как пяти хлебов хватило на пять тысяч человек? Сколько вы тогда собрали корзин с остатками?
A сколько корзин остатков вы собрали, когда четыре тысячи человек наелись семью хлебами?
Как вы не можете понять, что говоря: "Берегитесь закваски фарисеев и саддукеев", - Я говорю не о хлебе?
Тогда ученики поняли, что Он предостерегал их не от закваски, которую кладут в хлеб, а от учения фарисеев и саддукеев.
Когда Иисус пришел в окрестности Кесарии Филипповой, Он спросил своих учеников: - За кого люди принимают Сына Человеческого?
Ученики ответили: - Одни за Иоанна Крестителя, другие - за Илию, третьи - за Иеремию или за одного из пророков.
- A вы как считаете, - спросил Иисус, - кто Я?
Симон Петр ответил: - Ты Мессия, Сын живого Бога.
Тогда Иисус сказал: - Счастлив ты, Симон, сын Ионы, потому что это было открыто тебе не людьми, а Моим Небесным Отцом.
Ты - Петр, и на этом камне Я построю Мою церковь, и силы ада не одолеют ее.
Я дам тебе ключи от Небесного Царства, и что ты свяжешь на земле, то будет связано на небе, и все, что ты развяжешь на земле, будет развязано и на небе.
Затем Иисус запретил ученикам рассказывать о том, что Он - Мессия.
С этого времени Иисус начал объяснять ученикам, что Он должен идти в Иерусалим и там жестоко пострадать от старейшин, первосвященников и учителей закона, что Он будет убит и на третий день вновь воскреснет.
Тогда Петр отвел Его в сторону и попытался возражать: - Упаси тебя Бог, Господи! Пусть не случится с Тобой этого!
Иисус же, повернувшись, сказал Петру: - Прочь от Меня, сатана! Ты ставишь Мне ловушку, потому что думаешь не по-Божьему, а по-человечески.
Потом Иисус сказал ученикам: - Кто хочет идти за Мной, тот должен отречься от самого себя, взять свой крест и тогда только следовать за Мной.
Потому что, кто хочет сберечь свою жизнь, тот потеряет ее, а кто потеряет свою жизнь ради Меня, тот обретет ее.
Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, но потеряет свою жизнь? Или какой выкуп даст человек за свою жизнь?
Когда Сын Человеческий придет в славе своего Отца, окруженный своими ангелами, тогда Он воздаст каждому по его делам.
Говорю вам правду: некоторые из вас не умрут, не увидев прежде Сына Человеческого, пришедшего в своем царском величии.
Через шесть дней Иисус взял с собой Петра, Иакова, его брата Иоанна и пошел на высокую гору.
На горе Он вдруг преобразился перед ними: лицо Его засияло как солнце, а одежда стала белой как свет.
Ученики вдруг увидели Моисея и Илию, беседующих с Иисусом.
Петр воскликнул: - Господи! Как нам здесь хорошо! Если Ты хочешь, я построю три шалаша - один Тебе, один Моисею и один Илие!
Пока он говорил, их покрыло светлое облако и из облака прозвучал голос: - Это Мой любимый Сын, в Нем исполнение Моей доброй воли. Слушайте Его!
Услышав эти слова, ученики в ужасе упали лицом вниз.
Иисус подошел и прикоснулся к ним: - Не бойтесь, встаньте.
Они подняли взгляд и уже никого, кроме Иисуса, не увидели.
Когда они спускались с горы, Иисус сказал им: - Никому не говорите о том, что вы видели здесь, до тех пор, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.
Ученики спросили Его: - Почему же учителя закона говорят, что прежде должен прийти Илия?
Иисус ответил: - Илия действительно должен прийти и все приготовить.
Но говорю вам, Илия уже пришел, только его не узнали и поступили с ним по своему произволу. Так же и Сыну Человеческому предстоит пострадать от их рук.
Тогда ученики поняли, что Он говорил об Иоанне Крестителе.
Когда они вернулись туда, где их дожидался народ, один мужчина упал перед Иисусом на колени со словами:
- Господи, сжалься над моим сыном, у него бывают припадки, и он сильно мучается, часто падает то в огонь, то в воду.
Я привел его к Твоим ученикам, но они не смогли исцелить его.
Иисус воскликнул: - Какой же вы неверующий и развращенный народ! Сколько Мне еще быть с вами? Сколько Мне еще терпеть вас? Приведите мальчика ко Мне.
Иисус запретил демону, и тот вышел из мальчика; в тот же миг ребенок стал совершенно здоров.
Потом, оставшись с Иисусом наедине, ученики спросили: - Почему же мы не могли изгнать демона?
Иисус ответил: - Потому что у вас мало веры. Говорю вам по правде: если бы ваша вера была величиной хоть с горчичное зерно, то вы могли бы этой горе сказать: "Передвинься отсюда туда", - и она бы передвинулась; для вас не было бы ничего невозможного.
стих "Этот же род изгоняется только молитвой и постом" отсутствует в большинстве рукописей Евангелия Матфея
Когда они были вместе в Галилее, Иисус сказал ученикам: - Сын Человеческий будет предан в руки людей.
Они убьют Его, но на третий день Он воскреснет. Учеников это сильно опечалило.
Когда они вернулись в Капернаум, к Петру подошли сборщики налога на нужды храма и спросили: - A ваш Учитель платит налог на храм?
- Платит, - ответил он. Когда Петр вошел в дом и еще не успел ничего сказать, Иисус спросил: - Симон, как тебе кажется, с кого земные цари собирают пошлины и налоги, со своих сыновей или с чужих людей?
- С чужих, - ответил Петр. - Значит, сыновья свободны от налогов, - заключил Иисус.
- Но чтобы нам никого не обидеть, пойди к озеру, забрось удочку, вытащи первую рыбу, что попадется на крючок, открой ей рот, и там ты найдешь монету достоинством в четыре драхмы. Возьми ее и заплати за Меня и за себя.
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка подписчиков в инстаграм